Существование флейты в России как народного инструмента

Материалы » О возникновении и развитии флейты в мире и России » Существование флейты в России как народного инструмента

Страница 2

Музыкант-этнограф, инструментовед Н. Привалов указывает также на существование на Руси парной свистковой флейты (свирель). Она состоит из двух деревянных трубочек, не скрепленных между собой. Одна трубка издает высокие, другая, более низкие звуки.

Древнейший представитель флейтовых инструментов в России - кувиклы, причем само название "кувиклы" имеет свою длинную историю и пришло от "кувичек" (курская область). Первоначально кувиклы именовались "цевницей" (многоствольная флейта). Само же наименование "цевница" встречается в древнейших письменных памятниках (напр.: никонова летопись, 204г.). из старославянского названия "цевница" превратилась в русскую "цевку", малороссийскую "кувицу" и, наконец, в "кувичку" (курская область).

В произведениях древнерусской литературы часто упоминается и о сопелях. Они относятся к типу свистящих флейт, широко распространившихся среди скоморохов и в народном быту.

Из всего выше сказанного мы можем судить о большом разнообразии флейтообразных народных инструментов данной эпохи. Прямые русские флейты имели и свои истоки.

Так, например, родичами их можно считать распространенные на Кавказе флейты местных племен. У Башкиров, например, это - "курай". Источником русских продольных флейт можно считать "скаудутас" (двенадцатиствольная флейта).

В России флейта продолжала развиваться как народный инструмент, сначала как прямая флейта. Но в 17в. в русском музыкальном исполнительстве всё чаще стала появляться поперечная флейта, применяемая первоначально в русских войсках, куда была заимствована из Западной Европы. В отличии от продольной флейты, обладавшей ровным, нежным, поэтичным звуком, поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, потому как её звук был сильнее и она легко поддавалась различным усовершенствованиям. К 18 в. поперечная флейта значительно чаще стала применяться в инструментальном исполнительстве. Она изготавливалась из цельного куска дерева, имела шесть игровых отверстий и одно для вдувания воздуха. Канал ствола был коническим, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru