Бесплатная музыкальная школа

В области музыки первой такой школой была Бесплатная музыкальная школа, организованная выдающимся русским композитором М. А. Балакиревым и известным русским хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным.

Будучи одним из представителей передовой демократической интеллигенции 60-х годов, Ломакин всей душой стремился отдать свои знания и талант делу широкого музыкального просвещения народа. Он с энтузиазмом реализовал мысль, поданную его учеником – впоследствии известным оперным певцом Мельниковым, - об организации хорового класса в Бесплатной музыкальной школе.

Желание быть полезным большому общественному делу – распространению музыкальной культуры – побудило Ломакина с радостью принять это предложение, «прельщаясь, - как он пишет, - надеждою привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать возможность талантам из бедных людей учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составлять из них огромные хоры». Ломакин, несмотря на все трудности, упорно добивался осуществления поставленной цели. Финансовые трудности, отсутствие помещения для репетиций не смущали его. Пользуясь расположением к себе Шереметьева, он добился разрешения на публичный концерт Капеллы, весь сбор с которого пошел на открытие Бесплатной музыкальной школы. Он добился также разрешения репетировать в певческой зале Капеллы. Сам он писал, что граф Шереметев с ужасом смотрел из окна своего дворца, как целые толпы народа направлялись на репетицию хора Бесплатной музыкальной школы. Состав школы в большей своей части состоял из рабочих, служащих и учащейся молодежи.

В первый год (1863) существования школы, когда ею руководил Ломакин, вся его деятельность сводилась к подъему искусства хорового пения. Не прошло и шести месяцев после организации Школы, как в открытом концерте хор любителей, в составе 300 человек, с частичным участием Капеллы Шереметева, под управлением Г. Ломакина исполнял сложнейшие хоровые произведения. Среди них были хоры Иомелли, Генделя, Гайдна, Мендельсона, Вебера и других.

С 1863 года значительно больше времени и внимания работе школы начинает уделять М. Балакирев. Он становится во главе оркестра Школы и оказывает сильное влияние на работу хора. Это отразилось на репертуаре хора. Хор Бесплатной школы становится горячим пропагандистом гениальных творений Глинки, Даргомыжского, Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шумана, Берлиоза и других. Хор школы был передовым не только по репертуару, но и по стилю исполнения. Пение хора воплощало лучшие национальные реалистические певческие традиции. Значительная часть музыкальных кругов России того времени была настроена консервативно и всячески противодействовала прогрессивным начинаниям Бесплатной музыкальной школы. Борьба за утверждение национального стиля в исполнении приобретала крайне острый характер. Но усилиями талантливых руководителей Школы этот стиль находил все более яркое воплощение в ее музыкальных коллективах (оркестре и хоре). Передовые черты исполнительства, утверждавшиеся хором и оркестром Бесплатной школы, имели огромное значение для музыкальной культуры России. Исполнение хора представляло образец сочетания высокой технической выучки и художественных национальных певческих традиций. «Естественность и благородство пения русской школы, - писал Даргомыжский своей ученице Кармалиной, - не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школы…»

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru