Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Ударные инструменты не имеют никакого сходства с человеческим голосом и ничего не говорят его внутреннему чувству на понятном для него языке. Их размеренные и более или менее определенные звуки, их позвякивания и потрескивания имеют скорее "ритмическое" значение. Их мелодические обязанности чрезвычайно ограничены, и все существо их глубокими корнями уходит в природу пляски в самом широком значений этого понятия.

Именно в качестве таковых, некоторые из ударных инструментов имели применение еще в глубокой древности. Некоторыми позвякивающими и звенящими ударными инструментами пользовались в Античной Греции и Древнем Риме в качестве инструментов сопровождавших танцы и пляски, но ни один ударный инструмент из семейства барабанов не был допущен ими в область военной музыки. Эти инструменты имели особенно широкое приложение в жизни древних евреев и арабов, где исполняли не только гражданские обязанности, но и военные.

Напротив, у народов современной Европы в военной музыке приняты ударные инструменты различных видов, где они имеют весьма важное значение. Однако, мелодическая бедность ударных инструментов не помешала им, тем не менее, проникнуть в оперный, балетный и симфонический оркестр, где они занимают уже далеко не последнее место. Впрочем, в художественной музыке европейских народов было время, когда доступ этим инструментам был почти закрыт в оркестр и, за исключением литавр, они прокладывали себе путь в симфоническую музыку через оркестр оперы и балета, или, как сказали бы сейчас — через оркестр "драматической музыки".

В истории "культурной жизни" человечества ударные инструменты возникли раньше всех прочих музыкальных инструментов вообще. Тем не менее, это не помешало оттеснить ударные инструменты на второй план оркестра в пору его возникновения и первых шагов его развития. И это тем более удивительно, что отрицать огромное "эстетическое" значение ударных инструментов именно в художественной музыке все-таки никак нельзя.

Вывод: Истоки длительного оркестрового пути уходят в глубокую древность. Уже тогда наметились три вида духовых инструментов: флейтового типа, язычковые и медные. Существует три вида духовых оркестров смешанного типа: малый, средний и большой.

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является наличие деревянной группы и таким образом смешанный состав получает доступ в "зону" высокого регистра. Большой оркестр по сравнению с малым обладает большими красочными и динамическими возможностями.

До середины XIX столетия, медные были не стольразвитыми, какими они стали после изобретения "вентильного механизма", превратившего их из натуральных в хроматические. Технические возможности медных не столь богаты как у деревянных, но весьма разнообразны.

Деревянные духовые инструменты вошли в оркестр во времена Петра I. Это позволило расширить диапазон и технические возможности всего оркестра.

Для поддержания большой плотности, массивности звучания, для игры на открытом воздухе, в походах, особенно для игры маршевой музыки важна роль ударной группы инструментов.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru