Стилистические особенности фортепианного творчества Доменико Чимароза

Материалы » Стилистические особенности фортепианного творчества Доменико Чимароза

Страница 3

По определению, эта форма состоит из двух разделов- А и В, где В- служит логическим дополнением к А. Каждый раздел при исполнении обычно повторяется: АА ВВ. Постепенно, раздел В стал протяжённее раздела А, и, к началу 18 века, после него стали вводить повторение раздела А ( или его части). Таким образом, возникла законченная двухчастная форма, которая может быть выражена схемой АВА, с повторениями- ААВВАА, в неё вошли и другие элементы.

Стержень композиции Сонатной формы- в движении тональностей. Костяк тонального движения выражается формулой Тоника-Доминанта в первой части и Доминанта- Тоника во второй ( Т-основная тональность; Д-побочная).

Такой путь логического разворота произведения надолго утвердился в предклассическом построении Сонатной формы, названной Старинной и состоящей из двух разделов: экспозиции и репризы ( вторую часть старинной сонатной формы можно назвать "разработкой- репризой").

Весь материал, изложенный в экспозиции в основной тональности- получил название Главной партии, а материал, изложенный в побочной тональности- соответственно назвали Побочной партией.

Следование тональностей в Репризе обратное, но название партий было закреплено и за материалом. Сопоставление двух тональных центров отвечает, интуитивно найденному в музыке, логическому противопоставлению тезиса и антитезы, оно составляет содержание Экспозиции.

Реприза представляет собой обратное соотношение "антитеза- тезис". Начальный материал Главной партии экспозиции попадает в репризе в новые тональные условия, подвергается тональному развитию, становится неустойчивым. Материал Побочной партии из Экспозиции, наоборот, оказывается в условиях тональной устойчивости и выступает в функции общего итога, синтеза, заключения

Наряду с тональным развитием, начинает формироваться логика тематического развития. Тематический контраст партий экспозиции возник не сразу. Постепенно нащупывается разница в способах изложения однопланового тематизма, в его фактуре и структуре. По этим каналам- тональному плану, фактуре, структуре- проникает в Сонатную форму тематический контраст.

Подтверждением изложенного, служит краткий обзор строения и движения тональностей в "Избранных сонатах" Доменико Чимарозы, изданных в 1988г. московским издательством "МУЗЫКА" под редакцией С. Мовчана.

№1. "Соната" A-dur написана в Предклассической сонатной форме. Главная и Связующая партии близки по тематизму в А-dur и в E-dur

Главная партия

Связующая партия

Побочная партия начинается в h-moll ( тональности минорной двойной доминанты).

Заканчивается на Доминанте ( E-dur)

Разработка отсутствует

В Репризе Главная партия звучит в основной тональности,

Связующая модулирует в D-dur (субдоминанту), заканчиваясь в E-dur (Доминанте) . Побочная партия в основной тональности A-dur

В Коде первый каданс прерванный на VI ступени

№2 "Соната" G-dur написана в Старосонатной форме . Отличительной чертой этой формы является отсутствие материала Главной партии в Репризе. Тематизм Главной и Побочной сближен. Главная партия в основной тональности

Побочная - в доминантовой

Разработка отсутствует. Реприза начинается с развития тематического материала каданса Побочной партии в g-moll (одноимённом миноре).

Побочная партия в Репризе, без изменений, транспонирована в основную тональность.

№3. "Соната" g-moll написана в Предклассической сонатной форме с элементами разработки. Главная партия путём сопоставления проводится в g-moll

И в параллельном мажоре.

Связующая тематически близка главной, начинается в параллельном мажоре, заканчиваясь на его Доминанте.

Побочная партия ритмически близка Главной и Связующей. Она в B-dur состоит из двух одинаковых предложений в верхнем и среднем регистрах.

Экспозиция заканчивается мажорным кадансом.

Реприза с элементами разработки: изменения происходят в материале Побочной партии. Появляется несколько связок.

Реприза начинается с проведения Главной партии в основной тональности. G-durная связка приводит в c-moll (субдоминанта)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru