Стилистические особенности фортепианного творчества Доменико Чимароза

Материалы » Стилистические особенности фортепианного творчества Доменико Чимароза

Страница 5

№13. "Соната" B-dur токкатного характера, написана в Сонатной форме с разработкой, но Главная, Побочная и Заключительная партии не контрастируют, т. к. близки по мелодическому и ритмическому материалу.

Главная

Побочная

Заключительная

№14. "Соната" B-dur c подзаголовком (Tempo di giga)- развёрнутая трёхголосная полифоническая жига, написана в традиционной итальянской полифонической манере .

№15. "Соната" c-moll написана в Предклассической сонатной форме без разработки. Главная тема модулирует в далёкую Доминант к параллельной тональности- B-dur.

Побочная партия начинается в B-dur, а заканчивается в Es-dur-параллельной главной

Заключительная в Es-dur

В Репризе Главная партия, начинаясь в основной тональности, заканчивается в доминантовой . Побочная тема отсутствует .Вместо неё- новое заключение на материале Главной и Заключительной партий в основной тональности.

№16. "Соната" C-dur в Предклассической сонатной форме без разработки. Главная партия в основной тональности

Побочная и Заключительная- в доминантовой.

Отсутствие Разработки компенсируется разрастающейся, транспонированной в a-moll Заключительной партией.

В Репризе- Главная. Побочная и Заключительная партии проходят в основной тональности.

№17. "Andante" d-moll . Соната написана в форме Периода из трёх предложений по 10 тактов.

Второе

Третье

№18. "Соната" A-dur написана в Предклассической сонатной форме без разработки, которую заменяет разросшаяся Заключительная и Ложная реприза. Главная партия- в основной тональности

Побочная, Заключительная и Ложная реприза (Главная тема)- в доминантовой.

Заключительная

Ложная реприза

В Репризе Главная партия проходит в основной тональности. Побочная изменена, расширена и заканчивается на доминанте- фермато.

Затем следует большая Кода в основной тональности, близкая, по тематизму, Побочной партии.

Данный анализ подтверждает все вышеизложенные тезисы. Клавирные сонаты Доменико Чимароза нельзя отнести ни к Старосонатной постбаррочной форме, ни к Классической Сонатной форме. Это произведения переходного периода в истории музыки.

Исполнительские проблемы в "Сонатах" Доменико Чимароза те же, что и в других произведениях, написанных для клавесина. При невозможности аутентичного исполнения на фортепиано, в силу различной механики этих инструментов, разницы в звучании, прикосновении и звукоизвлечении,-следует обратиться к методическим советам клавесинистов.

Из которых следует: 1.Стараться играть пальцами, меньше использовать кистевые и локтевые движения;

2. Помнить о ритмической чёткости, не поддаваться соблазну романтического рубато;

3. Сила звука на клавесине изменялась с помощью переключения регистров, поэтому крещендо и диминуэндо были невозможны, значит стоит избегать их, по возможности;

4. Следует стремиться к звонкости и яркости звука, особое внимание уделяя положению подушечки пальца (на клавесине не возможно играть щипком, как бы поглаживая клавишу), подушечка пальца должна чётко и прямо опускаться в центр клавиши;

5. Педаль должна быть минимальной (1/4 1/8) чуть больше прижатой на басах, в гармонической основе.

Это создаёт гармоническую "атмосферу" звучания и сохраняет графическую прозрачность сопровождения. Следует остерегаться слияния педалью гармонических фигураций в мелодии, имеющих чисто ритмическое значение.

Полная педаль очень редко применима, особенно плохо звучат отдельные красящие пятна, при общей безпедальной звучности. В певучих пьесах ничтожная педаль почти непрерывна, изредка, в зависимости от регистра, нажимается глубже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru