Музыкальная литература

Материалы » Музыкальная литература

Страница 6

Основним жанром професійної музики ХYII - першої половини ХYIII ст. на Україні був партесний концерт. Це одночастинний, досить великий за обсягом твір.

Слово концерт походить від латинського, що означає "змагатися". Зароджується цей музичний жанр в Італії у трьох видах: як хоровий, оркестровий (кончерто гроссо ) і сольний твір для одного інструменту з оркестром. Кожний з ріновидів має свої особливості, проте спільним для них є принцип концертування, змагання, протиставлення, контрасту.

На Україні партесний концерт з'являється наприкінці ХYI ст. Серед найвидатніших композиторів – авторов концертів - С. Пекалицький, I. Колядчин, М. Дилецький.

За характером музики, образним змістом партесні концерти можна умовно поділити на дві групи: урочисті, прославні і лірико-драматичні, скорботні.

Однією з вершин вітчизняної професіональної музики стали хорові концерти М. Березовського, А. Веделя, Д. Бортнянського. •.•»; :;;.!:> щ< ■

Ці композитори зуміли втілити прогресивні художні ідеали свого часу. В їхній музиці звучить протест людини проти насильства, зла, несправедливості, соціального гноблення. Вони зумілии поєднати досягнення вітчизняної і західноєвропейської музичної культури і сказати свое оригінальне слово в мистецтві.

Билет 4

1. Музыка в театре. Григ «Пер Гюнт»

В музыкальном театре ставятся оперы, балеты, оперетты. В этих жанрах музыка является основой спектакля. Но и в драматическом театре музыка занимает видное место. Она усиливает воздействие спектакля на зрителя, помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.

Музыку к драматическим спектаклям писали многие выдающиеся композиторы – Бетховен и Мендельсон, Григ и Бизе, Глинка и Чайковский, Хачатурян и Прокофьев. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь.

«Пер Гюнт»

- пьеса выдающегося драматурга Ибсена. Отдельные эпизоды спектакля сопровождает музыка Грига. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме. с

Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру:

1. «Утро»

- рисует картину пробуждения природы. Музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.

В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш.

2. «Смерть Озе»

сопровождает в драме сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие.

3. «Танец Анитры».

Анитра - девушка, с которой Пер Гюнт встречается: во время; своего странствия. Она исполняет танец - легкий, изящный, грациозный. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры.

4. «В пещере горного короля».

Музыка этого номера образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы - одна тема в характере марша. Варьируется ее сопровождение. Звучность усиливается, ускоряется темп, постепенно вступает весь оркестр.

2. Творчество М.И. Глинки

Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к. Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. : , :

Основные произведения:

народно-героическая опера «Иван Сусанин»; сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила»; романсы; симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия»; фортепианные пьесы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru