А. Скрябин прелюдия ор. 11 № 2

Материалы » Прелюдии А. Скрябина » А. Скрябин прелюдия ор. 11 № 2

Страница 1

Фортепианные миниатюры Скрябина, несмотря на их эмоциональную насыщенность, в целом отличаются тщательной продуманностью и строгостью структуры [5]. Прелюдия ор. 11 № 2, как и многие другие пьесы цикла, характеризуется отточенной сжатостью и ясностью формы. Она написана в простой 2-частной репризной форме, которая состоит из двух периодов.

Первая часть представляет собой квадратный период из 16 тактов. Он состоит из двух предложений (8+8 тактов), при этом начало второго предложения в точности повторяет начало первого, т.е. образуется период повторного строения. Второе предложение содержит модуляцию в ми-минор (доминанту по отношению к основной тональности ля-минор) – период является модулирующим.

Серединная каденция – неустойчивая, с остановкой на аккорде доминантовой функции. Гармоническая разомкнутость первого предложения подчеркивается использованием диссонанса (D2). Заключительная каденция – устойчивая, несовершенная: тоника появляется на слабой доле. Использование тонического секстаккорда вместо трезвучия делает каденцию зыбкой, неуверенной, что придает окончанию первой части ощущение незавершенности.

Несмотря на ясную очерченность граней предложений, первый период не обладает ярко выраженными чертами экспозиционного типа изложения. К его характерным признакам относятся лишь легкая прозрачная фактура и четкость структуры. При этом гармония отличается тональной неустойчивостью, обилием диссонансов, постоянным использованием секвенций, что позволяет определить тип изложения первой части как экспозиционно-серединный, т.е. совмещающий первоначальное изложение темы с ее развитием.

Вторая часть – это период из двух предложений, в котором во втором предложении возвращается материал первой части. Тип периода – неквадратный с расширением (16+20 тактов): расширение создается благодаря гармонически насыщенной заключительной каденции, которая "растягивается" на 4 такта. В соответствии с тематическим соотношением предложений образуется период неповторного строения. Тональный план второй части представляет собой обратную по отношению к первой части модуляцию из ми-минора в ля-минор.

Серединная каденция отмечена остановкой на диссонансе доминантовой функции (D7), который подготавливает возвращение основной тональности ля-минор. Заключительная каденция – устойчивая и по основным признакам является совершенной: тоническое трезвучие появляется на сильной доле, в басу присутствует ход с V на I ступень. Вместе с тем, появляющаяся в мелодии на краткий миг первая ступень сменяется третьей, которая выделяется благодаря остановке на крупной длительности. В результате завершающая все произведение каденция приобретает сходство с несовершенной и производит впечатление недосказанности.

Первое предложение второй части обладает ярко выраженными признаками серединного типа изложения. Гармония характеризуется частой сменой устоев (широко используются отклонения), обилием секвенций. Фактура приобретает полифонические свойства, насыщается подголосками, мелодия перемещается по разным голосам, захватывая даже линию баса. Благодаря свойствам фактуры и ровной ритмической пульсации изложение музыкальной мысли производит впечатление текучести и непрерывности развития.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru