Феномен личности Б.В. Асафьева – композитора-музыковеда

Материалы » Борис Асафьев и Игорь Глебов – два облика » Феномен личности Б.В. Асафьева – композитора-музыковеда

Страница 1

Асафьев Борис Владимирович (1884–1949) – крупнейший советский музыковед, талантливый композитор, педагог и общественный деятель, Народный артист СССР (1946), Академик (1909). – по праву вошел в историю отечественной музыкальной культуры как один из выдающихся ее представителей. Многие его научно-исследовательские работы сыграли большую роль в развитии советского музыкознания. Он заслужил всеобщее признание в качестве главы русской музыковедческой школы. Асафьев-педагог воспитал множество молодых историков и теоретиков музыки. Он является основоположником лекторского мастерства, библиотечного дела. Как музыкально-общественный деятель он принимал участие едва ли не во всех важнейших начинаниях в области музыкальной культуры.

Асафьев – поистине феноменальное явление, необычайно талантливая и разносторонне одаренная личность. Он был человеком энциклопедических знаний: философия, филология, история, музыка, искусство, эстетика, языки – академик владел широчайшими познаниями во многих областях и сферах культуры. Поездки за границу с целью изучения музеев, памятников, библиотек и театров других стран породили в Асафьеве серьезное увлечение искусствознанием. Будучи студентом, он с живым интересом изучал иностранные языки, историю и культуру различных эпох и государств, познавал разнообразные философские течения.

Невероятную продуктивность Асафьева можно объяснить не только выдающимся талантом, но и предельным напряжением творческой воли, дисциплинированностью, настойчивостью, удивительной целеустремленностью и невероятной работоспособностью. Он оставил после себя более 1000 трудов, работая в разнообразных жанрах: от популярных газетных статей до широких обобщающих книг и исследований, от монографий до драматических диалогов, от заметок до мемуаров. Работы Асафьева были переведены на украинский, польский, чешский, немецкий, французский, английский языки.

Композитором было создано 27 балетов, 9 опер, множество камерных и симфонических произведений. При этом он огромное количество сил и времени отдавал педагогической, редакторской, лекционно-просветительской и общественно-организаторской работе.

Такое явление как Асафьев не могло появиться в результате случайного стечения обстоятельств. Его сложная, многогранная личность формировалась под воздействием многих факторов, главным из которых явилась та атмосфера, которая окружала ученого. Становление Асафьева как человека, музыканта, специалиста походило в широких творческих связях с различными представителями современного искусства, литературы, науки, многие из которых в той или иной мере также воздействовали на его формирование.

В 1903 году Асафьев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В это время он знакомится с В.В. Стасовым, увидевшем в нем «сильно способного юношу, похожего на будущего важного музыканта». Это было значительным событием в жизни молодого Асафьева, определившее все дальнейшее направление его будущей деятельности. Под влиянием Стасова формировались этические воззрения Асафьева, складывалось отношение к искусству. Стасов научил Асафьева понимать и любить творчество Глинки, определив тем самым центральную тему всей его научно-исследовательской деятельности. Стасов дал ему возможность познакомиться с рукописями Мусоргского, положив начало работы над творчеством композитора, которая, как и работа над Глинкой, прошла через всю творческую жизнь исследователя.

Благодаря Стасову Асафьев вошел в мир русской живописи и литературы, от него Асафьев воспринял жадный интерес ко всему новому, молодому и талантливому. Стасов познакомил Асафьева с Горьким, Репиным, Глазуновым, Шаляпиным, Лядовым – людьми, стоявшими у самых истоков творческой жизни деятеля. В общении с ними расширялся круг идейно-художественных интересов молодого Асафьева, пробудился интерес к всестороннему изучению искусства, здесь он черпал множество ярчайших впечатлений, способствовавших интенсивному и разностороннему развитию его творческой личности и художественного сознания.

В этом же году произошла другая – не менее знаменательная встреча Асафьева с Н.А. Римским-Корсаковым, который принял живое и непосредственное участие в судьбе юного композитора. Асафьеву посчастливилось с самых молодых лет общаться с корифеями русской художественной жизни, оказавшими огромное влияние на его мировоззрение и интересы. Именно этим и многим другим именам исследователь в последствии посвятил большинство своих монографических трудов.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru