Мятежный боп

Страница 3

В это время появляется выражение «хипстер» - то есть человек проницательный; он молчалив, невозмутим, говорит предельно лаконично, зачастую выражаясь только одними междометьями.

Но, прежде всего, с возникновением бопа происходят изменения в темпе и фразировке. Раньше темпы были средними – теперь они стали или очень быстрыми, или очень медленными. Первой, третьей, пятой и седьмой ступеням лада, которым раньше отдавалось предпочтение, музыканты бопа предпочитали вторую и четвертую. Парные восьмые стали исполняться практически ровными, а голоса инструментов, ранее складывающиеся в аккорды, начали сливаться в унисон.

В 40-50-е годы, наряду с отцами-основателями, боп играло большое количество молодых талантливых музыкантов, их учеников и продолжателей. Школой, в которой первые приверженцы бопа постигали новый стиль, был оркестр Эрла Хайнса и образовавшийся из него впоследствии оркестр Билла Экстайна. Гиллеспи и Паркер настойчиво обучали молодых музыкантов основным элементам нового стиля. Питомцы этой «школы» оставили заметный след в джазовой истории: это Фэтс Наварро, Сонни Стит, Джин Аммонс, Декстер Гордон, Лаки Томпсон, Тед Дамерон, Уарделл Грей и Майлс Девис.

Двадцатидвухлетнего трубача Фэтса Наварро в 1945 году Гиллеспи, уходя из оркестра Экстайна, предложил вместо себя. Фэтс был самоучкой, но обладал способностью схватывать все на лету. Труба Наварро звучала в манере Гиллеспи, но в другом эмоциональном ключе. Наварро играл более осмотрительно и взвешенно, накал у него был меньше, чем у пионеров бопа. Его сильной стороной были отточенные, длинные, нисходящие фразы, состоящие главным образом из восьмых. Сольные записи Наварро отличаются высоким качеством исполнения, без типичных для многих джазменов взлетов и неудач. Жизнь его, как и многих боперов, складывалась нелегко. В 1950 году он умер от туберкулеза.

Для Сони Ститта образцом был Чарли Паркер. Утверждают, что Ститт, по его собственным словам, играл в манере Паркера еще до того, как его услышал. Вряд ли стоит это принимать всерьез. Заявление Ститта, без сомнения, вызвано неуемным желанием казаться новым «Бердом». Одно время он даже сменял альт-саксофон на тенор, чтобы в нем не видели подражателя Паркера.

Второе поколение боперов отличается от основоположников отсутствием ритмического разнообразия. Тем не менее, их исполнение впечатляет именно непрерывно льющимися каскадами звуков. Аналогичные черты характерны и для Дж. Дж. Джонсона, тромбониста, создавшего современный стиль игры на этом инструменте.

Джонсон стал приспосабливать технические возможности тромбона к исполнению длинных и быстрых цепочек восьмых, необходимых в бопе. Даже самых искушенных тромбонистов того времени он изумлял своей новой техникой. Многие не верили, что он играл с помощью кулисы, и утверждали, что он использовал вентильный тромбон, пока воочию не увидели инструмент. Для тромбона Джонсона характерен слегка приглушенный звук, производимый с помощью фетрового мешка, одеваемого на раструб. Как правило, он избегал эффектов, разработанных джазовыми тромбонистами. Его нисходящие фразы ритмически богаче, чем у других боперов. По сравнению с Наварро и Ститтом он играл гораздо меньше цепочек восьмых, отчасти из-за того, что их трудно исполнять на тромбоне.

Среди более молодых исполнителей бопа самым значительным был трубач Клиффорд Браун. Его влияние ощущается и сегодня. Он родился в 1930 году в Уилмингтоне (штат Дэлавер). Браун начал играть на трубе довольно поздно для джазового музыканта, в пятнадцать лет. Он был настолько одаренным, что уже через три года выступал в Филадельфии с такими музыкантами, как Кенни Дорхем, Макс Роуч, Дж.Дж.Джонсон и Фэтс Наварро. В 21 год он уже пользовался прочным авторитетом среди боперов: все сознавали, что, хотя опыт его невелик, ему есть что сказать. В возрасте двадцати трех лет он виртуозно владел трубой, обладал ярким индивидуальным стилем. В 1954 году участие в ансамбле, известном как квинтет Клиффорда Брауна - Макса Роуча, принесло ему славу лучшего трубача года (по анкете журнала «Даун Бит»). 26 июня 1956 года он погиб в автомобильной катастрофе. Манера Брауна сочетала в себе черты стиля Гиллеспи и Наварро. Браун предпочитал игру в среднем регистре, изредка захватывая верхний. В отличие от Наварро, Браун всегда полон порыва, страсти. По владению тембром он был, пожалуй, самым сильным среди трубачей того времени. Если бы Браун прожил еще хотя бы десять лет, кто знает, каких вершин он достиг бы в своем творчестве.

Страницы: 1 2 3 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru