Преобразователи фортепианного джаза

Материалы » Основные направления современного джаза » Преобразователи фортепианного джаза

Страница 1

В становлении основ новой музыки значительная роль принадлежит пианисту, который сам не был бопером. Арт Тейтум уже за несколько лет до бопа экспериментировал с гармониями, которые позднее боперы внедрили в джаз. Тейтум родился в 1910 году в Толидо (штат Огайо). У Тейтума была врожденная катаракта на обоих глазах. После нескольких операций зрение одного глаза несколько восстановилось – он мог различать цвета и контуры предметов. Он прилагал все усилия, чтобы не казаться слепым, но фактически был им. Фортепиано он освоил очень рано, и уже подростком играл на вечеринках. Еще в молодости Тейтум обладал той ослепительной техникой, которая впоследствии поражала музыкантов. В семнадцать лет он был штатным пианистом на радиостанции, и его пятнадцатиминутные выступления стали так популярны, что позднее транслировались и по национальной радиосети.

В конце 20-х годов Тейтум оказался в Нью-Йорке, где произвел фурор в джазовых кругах. Его появление в местных клубах повергало пианистов в благоговейный ужас – многие просто отказывались играть в его присутствии. Рассказывают, что знаменитый Фэтс Уоллер, выступая в одном из клубов, неожиданно увидел Тейтума. Уоллер встал из-за рояля и заявил: «Как я могу играть, когда сам Господь Бог сегодня сидит среди нас!».

Первые его пластинки появились в 1933 году, но записывался он в 30-х годах очень редко. В1943 году он организовал трио, в котором принимали участие ведущие инструменталисты того времени гитарист Тини Граймс (позднее его сменил Эверетт Барксдейл) и контрабасист Слэм Стюарт. Блестящие выступления этого коллектива давали основания ожидать, что скоро Тейтум станет ярчайшей джазовой звездой, но этого не произошло. Революция, произведенная боперами, отодвинула его на второй план.

В начале 50-х он вновь заставил заговорить о себе, записав свыше ста сольных номеров, которые вышли затем на одиннадцати пластинках. Однако к тому времени, когда пластинки появились, Тейтум был уже серьезно болен. В ноябре 1956 года он умер.

Пианизм Тейтума на протяжении его творчества развивался от традиционного страйда к собственному стилю, эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности. Последнее новшество особенно заинтересовало боперов. Тейтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе – он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии. Порой он исполнял целую серию аккордов, полностью отличавшихся от первоначальной гармонической структуры композиции, но логически связанных друг с другом и, в конце концов, возвращавших его к основной теме. При этом он обладал фантастической техникой: в 1949 году, например, на концерте он сыграл композицию «I Know That You Know» в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту!

Во многих отношениях Телониус Монк, принявший эстафету у Тейтума, представлял собой его полную противоположность. Монк крайне редко демонстрировал технику, его исполнительная манера экономна и суха. Тейтум любил бешеные скорости, Монк часто играл в самых медленных темпах. Однако несомненно, что именно Тейтум оказал большое влияние на Монка, а через него и на весь современный джаз.

Монк родился в 1920 году в Роки-Маунт (штат Северная Каролина), но вырос в Нью-Йорке. Играть на фортепиано начал лет в шесть, и был в основном самоучкой. В юности играл на церковном органе.

Сохранившиеся записи 1941 года свидетельствуют о его приверженности свингу. В это же время он познакомился с Паркером, Гиллеспи и Кларком, участвовал с ними в джем-сешн в клубе Минтона, ночи напролет беседовал о музыке. И, тем не менее, к середине 40-х годов Монк уже обладал индивидуальным стилем и не мог вписаться полностью в какую-либо школу. Он никогда не считал себя в полной мере бопером. После 1945года. Когда боперы стали работать и регулярно записываться вместе, они редко приглашали Монка. Таким образом, Монк разошелся с движением, одним из зачинателей которого был.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru