Преобразователи фортепианного джаза

Материалы » Основные направления современного джаза » Преобразователи фортепианного джаза

Страница 2

Монк расходился с боперами главным образом в том, что касалось фразировки. Он не опирался, в отличие от боперов, на вторую и четвертую доли такта, не любил слишком быстрых темпов. Его подход к гармонии тоже был иным: хроматизмы он предпочитал вставлять разрозненно, а е пристраивать к аккордам. Особенно он любил вставлять во фразы звуки, на полтона отличающиеся от тех, которые, казалось бы, сами напрашивались.

В 40-х годах Монк был настолько самобытным музыкантом, что найти работу ему было трудно. Свою независимую позицию ему удавалось сохранить в значительной степени благодаря жене Нелли, которой приходилось работать прислугой, чтобы заработать хоть какие-то деньги.

В1944году Коулмен Хокинс, единственный из музыкантов, кто его поддерживал, предложил ему работу в небольшом ансамбле, выступавшем в клубе на 52 улице, а уже в октябре того же года ансамбль сделал первые записи. Монк был благодарен Хокинсу до конца своих дней. В этих записях чувствуется стремление Монка освободиться от чужеродных наслоений, хотя и встречаются пассажи в стиле Тейтума и Пауэлла. В дальнейшем он развил свою индивидуальную манеру игры, доведя ее до скупой простоты. Иногда, исполняя тему, он брал всего лишь несколько тонов без какого-либо развития. Вместо четырех- или пятизвучного аккорда он часто извлекал из инструмента лишь два звука, предоставляя публике домыслить остальное, причем делал это столь искусно, что слушатель понимал недосказанное. Усиливалось и его стремление все более отклоняться от метра, выдерживать большие паузы. При этом мелодическая линия у него сохраняла четкость и определенность. Он как бы удалял все лишнее, обнажая костяк мелодии.

В конце 40-х годов у него появилась группа последователей. В 1947 году Монк сделал серию записей по заказу фирмы «Blue Note», которые отмечены его яркой своеобразной манерой. Некоторые из них сделаны с вибрафонистом Милтом Джексоном.

Авторские композиции Монка всегда были столь же своеобразны, как и его исполнительская манера; музыкантам, исполняющим их, приходится решать нелегкую задачу – передать особенности его гармонии и фразировки. В итоге идеи композиции Монка, как правило, доминируют над исполнителем, подчиняют его себе, что в джазе встречается редко.

В 1952-55 годах была сделана серия записей для фирмы «Prestige». Затем был продлен контракт с «Riverside Records», записывающей модернистов: фирма выпустила в его исполнении ряд композиций Эллингтона и других известных пьес в опровержение мифа о том, что он может исполнять лишь собственные сочинения. Весьма успешная следующая пластинка, «Brilliant Corners», записанная в 1956 году, напротив, состояла только из его собственных произведений. В дальнейшем его совместное творчество в клубе «Файв Спот», где он обосновался, с малоизвестным тогда Джоном Колтрейном вошло в историю джаза.

Эрл «Бад» Пауэлл был музыкантом, оказавшим в 40-50-е годы на большинство джазовых пианистов самое непосредственное влияние. Родился он в 1924 году в Нью-Йорке в весьма музыкальной семье (младший брат, тоже пианист, даже работал в ансамбле Клиффорда Брауна и Макса Роуча). Серьезно заниматься фортепиано Бад начал в шесть лет. В пятнадцать лет он имел достаточную подготовку для профессиональной деятельности. Однажды в начале 40-х он сел за рояль в клубе Минтона, где собирались боперы. Никто из боперов, хотя они и сами были старше него всего на несколько лет, тогда юношу всерьез не воспринял. Поддержал его только Монк увидевший в нем скрытые возможности. В игре Пауэлла тогда угадывалось влияние Хайнса, Тедди Уилсона и Билли Кайла (позднее в его манере чувствовалось влияние Тейтума).

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru