«MJQ» и Майлс

Страница 1

Несмотря на то, что музыканты, игравшие кул, были главным образом белыми, наибольшего успеха в приложении европейских форм к джазу добился негритянский пианист Джон Льюис.

Льюис родился в 1920 году в Альбукерке (штат Нью-Мексико). Изучал в университете антропологию и музыку. Во время второй мировой войны был призван в армию, где познакомился с Кенни Кларком. После возвращения из армии Кларк привел Льюиса к Гиллеспи, и тот взял его в свой оркестр пианистом и аранжировщиком. Тогда же Льюис поступил в «Манхеттен Скул Оф Мьюзик», одну из ведущих консерваторий страны, которую окончил с двумя дипломами.

Чтобы дать музыкантам, игравшим на духовых инструментах, возможность передохнуть во время выступления, Гиллеспи предложил в перерывах играть вибрафонисту Милту Джексону и ритм-группе оркестра, состоявшей из Кенни Кларка, контрабасиста Рея Брауна и Джона Льюиса. Постепенно группа стала существовать независимо от оркестра как квартет Милта Джексона. Рея Брауна вскоре сменил Перси Хит. В дальнейшем влияние Джона Льюиса, у которого были свои идеи и хорошая подготовка, в ансамбле возросло. Милта Джексона, который, будучи скорее приверженцем бопа, не разделял идей Льюиса, это не могло не беспокоить. Тем не менее, он вынужден был уступить тому руководство ансамблем, будучи не в состоянии противостоять его напору, энергии и фантастической работоспособности. Кенни Кларку тоже не пришлась по душе настойчивость Льюиса, и, в конце концов, он вышел из ансамбля и уехал в Париж.

Хотя на первый взгляд казалось, что исполнители тянут ансамбль в разные стороны, именно сочетание противоположных начал в известной мере объясняет его успех. Если музыканты школы Западного побережья находились полностью под влиянием классических европейских форм, то вкусы Джексона не позволяли Льюису заходить в этом плане слишком далеко. Можно также с уверенностью утверждать, что квартет Милта Джексона, нацеленный лишь на сопровождение вибрафонных соло, пусть даже блестяще исполняемых, никогда бы не добился той славы, которой обладал «Modern Jazz Quartet».

Не всегда было просто поддерживать это равновесие. Льюиса часто обвиняли в злоупотреблении формой в ущерб непосредственности джаза, и иногда обоснованно. Но когда ансамбль, наконец, нашел свою, четко сбалансированную манеру, нашел форму, которая не сковывала возможностей импровизации, он стал исполнять первоклассный джаз. Наиболее яркий пример – композиция «Django», посвященная памяти гитариста Джанго Рейнхардта.

Разногласия между Джексоном и Льюисом неоднократно грозили распадом ансамбля. Наконец в 1974 году Джексон порвал с ансамблем окончательно – после 22-х лет совместной работы.

Наследие квартета поражает не столько объемом, сколько уникальностью. «Modern Jazz Quartet» не имел себе равных, особенно в 50-е годы. Многим исполнителям, пришедшим в то время в джаз после консерватории, казалось, что музыка должна развиваться только в этом направлении. В 50-х годах некоторые композиторы пытались создать синтез джаза и симфонической музыки. Эти эксперименты были торжественно провозглашены «третьим течением». Гюнтер Шуллер, который, по видимому, и придумал этот термин, объединил джазовый ансамбль с камерным оркестром для исполнения своей пьесы «Transformation». Известный джазовый аранжировщик Тео Масеро написал композицию, которую исполнили Нью-Йоркский филармонический оркестр и джазовый ансамбль. Однако все попытки утвердить «третье течение» закончились провалом: с точки зрения публики музыка, исполняемая без признаков джазового стиля, не может считаться джазом; если же музыканты начинали свинговать, то оркестр просто мешал им.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru