Сесил, Орнетт и другие авангардисты

Материалы » Основные направления современного джаза » Сесил, Орнетт и другие авангардисты

Страница 1

Пока внимание публики было приковано к боперам, другая группа музыкантов работала, пытаясь создать нечто совершенно новое. В отличие от боперов, у них не было ни клуба Минтона, ни оркестра Билли Экстайна, где они могли бы обмениваться идеями и морально поддерживать друг друга, что совершенно необходимо экспериментаторам. Сесил Тейлор жил в Бостоне и упражнялся на разбитом пианино в ветхой студии, где пол был усыпан битым стеклом. Орнетт Коулмен практиковался в гараже в Лос-Анджелесе. Стив Лэйси, Росуэлл Радд и Херби Николс играли в диксилендах, чтобы заработать себе на жизнь. Все они были разного социального происхождения, различной была и их музыкальная подготовка и подход к музыке. Но, несмотря на разногласия, все они были одержимы одной идеей – освободить джаз от того, что, по их мнению, его ограничивало – от аккордов, привычных гармоний, метра и даже от темперированного строя.

В европейской музыке 20-х годов уже проводились подобные эксперименты, когда композиторами использовались микротоны и случайные звуки – элементы. Которые едва ли можно отнести к музыке в общепринятом смысле слова. Молодых джазовых музыкантов особенно интересовало творчество авангардистов: Джона Кэйджа и Карлхайнца Штокхаузена.

Первый удар по старым принципам нанес пианист Сесил Тейлор. Тейлор родился в 1933 году и вырос в короне на Лонг-Айленде, в пригороде Нью-Йорка. Когда мальчику исполнилось пять лет, мать решила учить его игре на фортепиано. По соседству жил литаврщик из оркестра Тосканини с женой, преподавательницей музыки. Тейлор получил в этой семье хорошую подготовку: овладел фортепиано и немного научился играть на ударных инструментах.

Учась в старших классах, Тейлор выступал как профессионал. По окончании школы учился в музыкальном колледже, а в 1951 году поступил в консерваторию Новой Англии. В этот период он много играл в оркестрах, познакомился с молодыми бостонскими джазменами. Тейлор заинтересовался бопом, прежде всего игрой пианистов Бада Пауэлла и Хораса Силвера.

Музыкальные пристрастия его были разнообразными. Его привлекало творчество Дейва Брубека, интересовала музыка Стравинского и французских импрессионистов. Но все же самое глубокое влияние оказал на него Хорас Силвер. Следует отметить, что к тому времени у самого Тейлора сложилась экспрессивная, энергичная манера игры.

Примерно в 1954 году Тейлор начал свои эксперименты. Он переезжал из Бостона в Нью-Йорк и обратно, выступая где придется, и постепенно вокруг него сложилась небольшая группа молодых музыкантов. Одним из них был белый саксофонист Стив Лэйси, ученик Сиднея Беше. В 1956 году небольшая фирма грамзаписи «Transition», просуществовавшая совсем недолго, предложила Тейлору выпустить альбом. Несколько недель Тейлор и Лэйси готовили запись. К ним присоединились барабанщик Деннис Чарлз и контрабасист Бьюэлл Нейдлингер. Пластинка хотя и не стала бестселлером, но, несомненно, оказала влияние на молодых музыкантов Восточного побережья.

Неизвестно, слышал ли Тейлор, когда записывал свою пластинку, игру другого пианиста – Херби Николса, работавшего в том же направлении. Этот пианист пользовался всеобщим уважением, но, к сожалению, записывался очень мало (он умер в 1963 году от лейкемии в возрасте сорока четырех лет). Известно всего четыре или пять его записей. Его предки были индейцами Запада. Николс был хорошо образован, обладал прекрасной техникой и блестяще знал европейскую музыку.

После второй мировой войны он стал работать в клубах в пригородах Нью-Йорка. В 1955-56 годах ему удалось убедить продюсера Альфреда Лайона из фирмы «Blue Note» сделать четыре его записи (позднее он записал еще две пластинки). В его игре чувствуется влияние Монка, присутствуют необычные угловатые мелодические линии, но аккордовое сопровождение отличается большей плотностью и более диссонирующим звучанием, нежели у Монка. Можно только предполагать, чего бы достиг Николс. Его композиции, возможно, и повлияли бы на развитие всего авангардистского джаза, но, когда пришло время такого джаза, его уже не было в живых.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru