Сесил, Орнетт и другие авангардисты

Материалы » Основные направления современного джаза » Сесил, Орнетт и другие авангардисты

Страница 2

В открытые для джазового авангарда двери вошел Сесил Тейлор. Выпущенная пластинка укрепила его авторитет в мире джаза. В 1957 году владельцы бара «Файв Спот» в нью-йоркском районе Ист-Вилледж, где собирались художники-авангардисты, предложили бостонскому музыканту Дику Уайтмору создать небольшой ансамбль. Уайтмор, в свою очередь, предложил Тейлору организовать для ансамбля ритм-секцию. Вскоре к ним присоединился Лэйси. Репутация бара резко возросла, и через несколько недель он уже принимал таких музыкантов, как Мингус, Телониус Монк и Джон Колтрейн.

Летом 1957 года ставший уже заметной фигурой в джазовых кругах Тейлор получил приглашение на Ньюпортский джазовый фестиваль. Это вызвало недовольство многих джазовых музыкантов, которые, с одной стороны, не могли понять стиля Тейлора, а с другой – боялись, что новая школа исполнителей затмит их.

В 1958 году в репортаже о фестивале в Саут-Бей его поддержал один из самых авторитетных джазовых критиков Нэт Хентофф. Тейлор записал альбом под названием «Love for Sale». Исполнение его стало более насыщенным по фактуре, но интерпретация была сложнее, чем на первой пластинке.

К моменту появления одной из самых знаменитых пластинок Тэйлора «Unit Structures» он уже с головой ушел в свободный джаз. Он отказывается от постоянных темпов, тактов, соединений аккордов и от всего, что принято называть аккордами, и использует множество нетемперированных звуков.

Когда Тейлор только приступил к занятиям в консерватории Новой Англии, другой музыкант, которому было суждено оказать еще большее воздействие на джазовый авангард, уже делал первые робкие шаги в том же направлении. Орнетт Коулмен, несомненно, одна из самых противоречивых фигур в джазе.

Коулмен родился в Форт-Уорте (штат Техас) в 1930 году. Детство провел в бедности. Его ровесники играли в приходском оркестре. Орнетт тоже хотел играть, но денег на инструмент в семье не было. Мать пообещала ему купить что-нибудь, если он устроится на работу, и Орнетт согласился. Однажды ночью мать разбудила его и предложила заглянуть под кровать. Там лежал альт-саксофон.

Самоучка Коулмен довольно быстро освоил инструмент, и начал играть с оркестрами в стиле ритм-энд-блюз. Большую помощь ему оказал двоюродный брат Джеймс Джордан, опытный саксофонист, и живущий по соседству саксофонист Ред Коннорс, который давал ему слушать пластинки боперов. Окончив школу, Орнетт устроился играть на тенор-саксофоне в ансамбль варьете, но однажды (это случилось в городе Нетчесе) его выгнали из ансамбля за то, что он пытался заинтересовать других музыкантов джазом.

В 1949 году ему довелось работать в оркестре Кларенса Сэмюэлса, но и здесь его попытка научить музыкантов джазу закончилась неудачей: в Батон-Руже его избили, а заодно сломали саксофон.

Спустя полгода подобным образом его выгнали из еще одного оркестра, которым руководил его земляк Пи Ви Крейтон. Коулмен обосновался в Лос-Анджелесе, где прожил девять лет практически безвыездно.

Попытки Орнетта играть с различными ансамблями не принесли успеха. Иногда музыканты демонстративно покидали свои места, когда он начинал солировать. В других случаях его выпускали на сцену в самом конце вечера, корда публика уже начинала расходиться. Декстер Гордон однажды категорически приказал ему уйти со сцены. Музыканты утверждали, что он совершенно не знает гармонии и играет фальшиво.

Положение стало еще сложнее, когда Коулмен женился и у него родился сын. Жена познакомила его с трубачом Доном Черри, который, несмотря на свои девятнадцать лет, уже имел репутацию способного исполнителя школы Фэтса Наварро и Клиффорда Брауна. Они начали работать вместе и постепенно сплотили вокруг себя небольшую группу молодых музыкантов.

Однажды их услышал Ред Митчелл, известный контрабасист, с которым Черри раньше выступал. Митчелл познакомил их с владельцем небольшой фирмы грамзаписи «Contemporary» Лестером Кенигом. Коулмен и Черри принесли свои сочинения Кенигу. После бесплодных попыток правильно сыграть их на фортепиано Коулмен сдался, и вместе с Черри они исполнили пьесы на своих инструментах. Кениг заинтересовался и предложил им записать пластинку. 10 и 22 февраля 1959 года Орнетт Коулмен, Дон Черри, контрабасист Дон Пэйн, пианист Уолтер Норрис и барабанщик Билли Хиггинс записали диск, вышедший под названием «Something Else!!!». Пластинка не разошлась, но музыканты все же нашли кое-какую работу, и ансамбль получил определенный статус. Вскоре Дон Пэйн привел контрабасиста «Modern Jazz Quartet» Перси Хита послушать Орнетта Коулмена. Хит заинтересовался и, в свою очередь, пригласил Джона Льюиса. Послушав их, Льюис пришел в неописуемый восторг. Он устроил Коулмена и Черри в летнюю джазовую школу, которая тогда существовала в Леноксе (штат Массачусетс). До отъезда из Лос-Анджелеса они успели записать еще одну пластинку «Tomorrow Is The Question». Дальше их дела пошли в гору. В ноябре того же года они получили ангажемент в «Файв Спот» и подписали контракт с фирмой «Atlantic», на которой записали два альбома: «The Shape of Jazz to Come» и «Change of the Century».

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru