Джаз: генезис

Материалы » Джаз: генезис

Страница 1

В американской популярной музыке — особенно последних 50 лет — обнаруживается ряд характерных элементов, отличающих ее от популярной музыки других стран. И уже, по меньшей мере, на протяжении 25 лет определенного рода популярная музыка, в которой имеются эти элементы, носит — с большим или меньшим основанием — название jazz. Музыканты, игравшие для увеселения публики, понемногу изменяли стиль этой музыки. Изначально, по своему происхождению, упомянутые характерные элементы были весьма далеки от мира развлечений, процветавшего в наших больших городах, но затем они проникли в чуждые им прежде музыкальные сферы. Разного рода «гибридный» джаз не только исполнялся, но и распространялся в виде нотных изданий, его слушали и под него танцевали люди, принадлежавшие к различным расам и слоям общества. Со временем джаз стал объектом постоянного интереса со стороны коммерческой индустрии.

В 90-е годы ХІХ века наши предки танцевали кэйкуок, в четких и незатейливых ритмах которого обнаруживаются все те же характерные элементы, не слишком явно, но достаточно ощутимо. С начала века вплоть до первой мировой войны страну Америку буквально наводнил рэгтайм с присущей ему своеобразной манерой игры на фортепиано. Блюзы, пользовавшиеся большим успехом в последние предвоенные годы, в значительной мере изменили облик популярной музыки.

В 1935 году внезапно и бурно проявил себя так называемый «хот джаз», похожий на тот тип джаза, который процветал в увеселительных заведениях Нового Орлеана, Мемфиса и Сент-Луиса еще до того, как им увлеклись наши предки, воспитанные на кэйкуоке.

Некоторые из таких стилевых перемен в коммерческой музыке были результатом видоизменения составов танцевальных и развлекательных оркестров. Другие же произошли в связи с перестройкой самого эстрадно-музыкального бизнеса. Так, рэгтайм был порождением эры механических фортепиано и ресторанных песенок. Но присутствовал также и коммерческий фактор: джаз 20-х годов в значительной степени был стандартизированным продуктом Бродвея и высокоцентрализованных «предприятий по производству мелодий» — Тин-Пэн-Элли и Голливуда. Именно такой джаз преобладал в сфере радио- и киномузыки.

Повальное увлечение джазом, начавшееся в 1935 году, было отчасти связано с усовершенствованием техники звукозаписи. Массовое производство грампластинок сделало всякого рода спонтанную музыку доступной для широкой публики. Благодаря появлению новых средств появления джаза значительно ускорилось развитие еще одной важной его стороны: если исполнением рэгтайма увлекались пианисты-любители, то джаз 20-х годов стал искусством музыкантов-профессионалов.

Тем временем активное изучение хот-джаза 30-х годов привело к тому, что в американской популярной музыке произошли некоторые изменения. Подняли свой голос ранее молчавшие сторонники более простых, чистых форм негритянской импровизации. Такие американские критики, как Уайлдер Хобсон, Пол Эдвард Миллер, Чарльз Эдвард Смит и др. решительно отстаивали спонтанный, импровизированный джаз — в противовес прилизанному и банальному коммерческому джазу, связанному с большой развлекательной индустрией. Они акцентировали внимание на том типе джаза, который пока что пребывал в тени и исполнялся не в коммерческих целях, а для удовольствия самих музыкантов и их почитателей. Этот тип джаза не обнаруживал пристрастия к отшлифовке деталей и к использованию заезженных формул, он обладал художественной цельностью. Свежесть и энергичность этого джаза, напоминавшего чарующую своей наивностью примитивную живопись, сделали его живым источником, из которого респектабельные коммерческие оркестры черпали наиболее яркие выразительные средства и приемы.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru