Предтечи романтизма. Музыкальный стиль Дуссека

Материалы » Творчество Я.Л. Дуссека » Предтечи романтизма. Музыкальный стиль Дуссека

Страница 1

Период творческого рассвета Яна Ладислава Дуссека пришелся на время бурного начала развития такого направления как романтизм. Естественно это веяние не могло не отразиться на произведениях Дуссека.

Композиторы-романтики вовлекали в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран. Они как бы очистили народную песню от лакированной оперы, они ввели в космополитизированный интонационный строй XVIII века песенные обороты народно-бытовых жанров. Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения.

Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков.

Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что вероятно порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками, балладами русских литераторов. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады вдохновлены русскими писателями, и благодаря этому создаются произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

Однако, Ян Ладислав Дусек как композитор раннего развития романтизма, творчество которого предвосхищало и таило в себе черты этого жанра музыки, все же смог найти свой собственный неповторимый стиль, отличный от стиля композиторов его современников.

Его самые значимые произведения содержат крупные части соло -фортепианные сонаты, фортепианные концерты, сонаты для скрипки и фортепиано, музыкальная драма, и различные работы камерной музыки, включая Трио для фортепиано, духовых и скрипки, названное "Морским сражением и потальным поражением голландцев Адмиралом Дунканом" (1797), которое является чрезвычайно редким для 20 века примером произведения где задействованы ударные инструменты.

Еще одна отличительная черта произведений Дуссека - в заглавии сонаты Дуссека op.13 №2 можно прочитать "avec Accompagnement d'un Violon ad libitu" - аккомпанемент скрипкой на выбор.

Понятие – Сопровождение на выбор было связано с французской клавесинной музыкой. Периода 1730-60 годов. Такие произведения могут исполняться либо в сопровождении скрипки, либо без него, так как они не теряют при этом своей мелодии. Поэтому такое исполнение было удобным для тех, у кого не было под рукой скрипки, но, однако было желание играть это произведение.

Однако настоящая мода на аккомпанируемую игру на клавишных пришла из Парижа с первым поколением композиторов и пианистов 1760-1770 гг. Вероятно Дуссек столкнулся с этим стилем, в 1786-89 годах которые он провел во Франции. Для частного музицирования аккомпонируемые сонаты были излюбленной формой. Аккомпонирующая скрипка играла обычно небольшую независимую партию.

Как уже упоминалось, заслуга Дуссека была так же в том, что он в совокупности с беглостью пальцев смог сделать звучание фортепиано, которое по сути является ударным инструментом, legato. Секрет его заключался в искусном владении техникой использования фортепианных педалей, которая в то время была еще совсем не развита.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru