Заключение

В заключении можно сказать, что Ян Ладислав Дуссек прожил сложную, полную неожиданных поворотов и уколов судьбы жизнь, которая кидала его с места на место помимо его воли. Выпорхнув в ранней юности из родного Чеслава, пройдя там в детстве славную школу своего отца - педагога и органиста, первые годы он скитался по Европе, находя кратковременную службу у самых разных властителей (от управляющего Нидерландами до нашей Екатерины второй), учившись в Гамбурге у Эмануэля Баха, что дало сильный импульс всему его творчеству. Он обосновался, наконец, в Париже имел явное протеже и благосклонность королевы Марии Антуанетты, но случившаяся всего через три года революция заставила Дусека снова переместиться через Ла-Манш в Лондон .

Там он снова был одной из самых заметных фигур артистической жизни, участвовал с Гайдном в концертах Саломона, давал множество сольных концертов, был очень популярен как педагог. На одной из учениц в конце-концов он и женился - 17-летней Софии Корри, а с ее отцом, своим тестем, организовал нотное издательство Все шло казалось хорошо, родилась дочь . Но и тут Дуссека ждал роковой поворот судьбы - нежданно нотное издательство обанкротилось и Дуссек предпочел сбежать от кредиторов на континент, бросив жену и дочь, и так, кажется, никогда больше их и не видел

На континенте он устраивался в основном в Германии Тогда произошла его встреча с принцем Луи Фердинандом.

После гибели принца Дуссек подался опять во Францию и был на службе у Толейрана Ему оставалось жить всего пять лет В последние годы он вроде бы совсем опустился, располнел, пил и закончил свою жизнь чуть ли не алкоголиком Или как свидетельствуют официальные издательства - от подагры…

В заключение остается только лишь добавить, что Дуссек, Ян Ладислав был одним из первых концертирующих пианистов-виртуозов, стоявший у истоков фортепианного искусства, много сделавший для возвеличивания фортепиано, много внимания уделявший, в частности, педали (и первый ставший ее отмечать в нотах), развернувший рояль боком к сцене, и писавший много чудесной музыки .

Яна Ладислава Дуссека развившего в своих сонатах и концертах моцартовскую "кантабельность" и усовершенствовавшего его фортепьянный стиль полнозвучными аккордами, хроматическими гаммами и октавными ходами, применявшимися уже Моцартом и поражавшего публику эффектными "бурями" на фортепиано, далеко не лишенного таланта, блестки которого проявляются в различных его композициях, широко почитаю и любят за границей, однако в России ему уделяют не заслуженно мало внимания.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru