Николай Семёнович Голованов: милосердия двери из сюиты "Всех скорбящих радосте"

Материалы » Николай Семёнович Голованов: милосердия двери из сюиты "Всех скорбящих радосте"

Страница 5

Плотная гармоническая фактура на тихой динамике (рр,р), размеренность движения, подчёркнутые доли, динамическое затихание к доминантовому аккорду на слово "нам" создаёт образ сплочённой молитвы, сосредоточенной и сдержанной (1-3 такты).

После цезуры вновь начинается небольшое развитие с унисона всех партий – на слова " благословенная Богородице " (3-5 такты). Фоновое звучание мужских голосов с уплотнением фактуры, дивизи в каждой партии, октавных унисонов, гармонических задержаний проходит параллельно с неизменной темой, исполняемой группой детских голосов. Такое сочетание - темы и фона- доносит до слушателя искренность мольбы, обращённой к Богородице. Постепенное "расслоение" и развитие музыкального материала, посредством фактурного уплотнения, перехода от всеобщего унисона к разложенному аккорду как нельзя лучше передаёт образное содержание: участие каждого человека во всеобщей, сплочённой молитве. Не меняющаяся тональность, взаимодействуя с текстом передаёт музыке момент сокральности, статичности, духовности и смирения .

И опять же, к последнему слову композитор убирает динамику(4-5 такты), посредством динамических филировок, как бы "рассеивая" звучание .

Темп в первом разделе – Grave ( ). Но композитор добавляет термин Chiaro (светло); этим он хотел показать особую трепетность в исполнении, прочтения текста - как музыкального, так и молитвенного.

Второй период звучит в параллельном A dur (6 такт). Тема продолжает развиваться в партии дискантов и альтов на фоне квинтового звучания баса и тенора. Укрупнение длительностей в мужской группе, акцент на долю подчёркивает значимость слова "Богородице" (6 такт). Повышение тесситурных условий у дискантов и альтов, звучание темы в терцию, тональной смены- всё это приводит к образному "высветлению", разряжению фактуры. Очень гибко композитор делает развитие, завершающее первый раздел и мягко переходящее во второй- без резких контрастов. Это видно в 7, 8 тактах: с параллельного движения терциями тема переходит в партию первого дисканта; остальные же партии выполняют роль фона и дополнения. Красочно "переплетаются" партии альта, тенора 1 и 2. Смена гармонии также усиливает значение текста: на слово "Надеющиеся" звучит полное тоническое трезвучие A dur, которое сменяется септаккордом II ступени , с повышенной третьей ступенью; на следующую долю эта третья ступень понижается ( 7 такт), и разрешается в Fis dur- вместо ожидаемого fis moll (общий аккорд –мажорная VI ступень к A dur и III ступень к готовящемуся dis moll) Такая гармония выделяет слово "Тя", тем самым давая понять слушателю значимость образа Богородицы, трепетность отношения к ней. Но уже после этого созвучия происходит переход к сложному аккорду субдоминантовой сферы, II , который переходит в D 7. Голованов акцентирует внимание на доминантовой сфере гармонии, связанной всегда с напряжённостью, сосредоточенностью звучания, раскрывающей искренность молитвы, доносящей до слушателя сокровенный смысл происходящего. Тональное развитие приводит нас в dis moll, который приходится на слова "Не погибнем" (8 такт).

Голованов, вводя шестую минорную ступень к основной тональности fis moll, хотел подчеркнуть смысловую нагрузку текста - " Да не погибнем". Преклонение перед Богоматерью, осознание того, что Она была рядом с Христом в последние моменты Его жизни; претерпела страдание, наблюдая муки сына своего; и именно через обращение к Богородице наши молитвы будут услышаны Христом. Первый раздел полностью посвящён прошению и надежде. Молящиеся как будто просят Богородицу отвести их от плотских потребностей, наставить на путь истинный, простить за грехи. Выражает искренность веры.

С dis moll начинается второй раздел. Происходит смена фактуры –с гомофонно-гармонического типа изложения на имитационно- полифонический. Здесь ярко видна взаимосвязь текста с музыкальным языком- повтор темы разными группами крайних голосов (дискантами и басами), фоновая поддержка теноров и альтов, усиление динамики на восходящем секвенцировании показывают и раскрывают глубокий смысл текста: "Но да избавимся, но да избавимся тобою от бед: " (9 – 13 такты). Такое взаимодействие создаёт образ душевного переживания, напряжения, нарастающее с повторением текста. Также, постепенно в минор внедряются краски мажора, что несомненно влечёт за собой ещё большее "высветление" - искренность веры, мольбы, которая даст действительное спасение души.

Голованов не случайно отдает проведение темы крайним голосам- дискантам и басам. Сочетание этих партий слышно в первую очередь, привлекает к себе внимание слушателя. Сначала вступают дисканты с терцового тона dis moll тональности- фа диеза; потом с затакта к четвёртой доле вступают с этого же звука, но ниже на октаву, басы. Тема, которая ранее излагалась, в основном, четвертями, переходит на восьмые, исполняется в штрихе маркато, в динамике р. Идёт точное воспроизведение темы. Фоновое же звучание альта и тенора проходит в динамике рр, в октавный унисон (9-11 такты). Сочетание таких приёмов композитором передаёт ощущение статичности, непрерывной мольбы массы людей, покорности. После цезуры в 11 такте, тема перемещаясь на малую терцию вверх, создаёт высокие тесситурные условия для всех партий, что подчёркивает усиление напряжения, подготовку к главному кульминационному моменту. В 12 такте сменяется фактура- с полифонического проведения темы на гомофонно-гармоническое. В плане ритмического соотношения наблюдается укрупнение длительностей, смещение долей (12 такт, басовая партия), синкопирование, акценты на слабые доли; и в динамическом плане также происходит развитие.(крещендо в 13 такте). Важно указать, что композитор ставит цезуру в середине 13 такта, дающую возможность исполнителю подготовиться к кульминации раздела и всего произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru