Первый период творчества (1916-1930). Группа «Шестёрка»

Материалы » Музыкальное мышление Артура Онеггера » Первый период творчества (1916-1930). Группа «Шестёрка»

Страница 2

Из других инструментальных сочинений 20-х годов выделяются «Концертино для фортепиано и оркестра» (1924) и виолончельный концерт (1929). Насыщенное юмором, жизнерадостное «Концертино» - трёхчастный цикл, в котором прихотливо совмещаются черты городских песен Франции, элементы негритянского джаза с терпким гармоническим языком, основанным на двенадцатиступенной хроматической тональности и политональности, столь типичных для стиля Онеггера.

Итоговым сочинением этих лет явился «Царь Давид», открывший список самых значительных творений Онеггера в оперно-ораториальном жанре. Это одно из самых известных сочинений Онеггера, поставленное во многих странах мира (в 1927 году – в Ленинграде). В «Царе Давиде», драматизированном псалме в трёх частях на библейский сюжет, творчески переосмыслены традиции классической оратории, сохранена присущая ей картинность. Здесь три драматургических пласта: эпическое повествование рапсода о событиях из жизни Давида, активные действенные сцены сражений, маршей, шествий, празднеств; лирико-философские отступления в хоралах – псалмах и ариях, раскрывающих внутренний мир героев, комментирующих их поступки. Композитор точно воссоздал здесь особенности швейцарской народной песенности (песня Давида-пастуха), протестантского хорала. Не случайно многие темы из «Давида», особенно хор «Аллилуйя», распевались впоследствии на улицах городов и деревень Швейцарии как народные песни. [3; 49].

Окрылённый успехом «Давида», композитор обратился к новым монументальным творениям: вначале создал «библейскую драму» «Юдифь» на текст Рене Моракса, затем оперу-ораторию «Антигона» на либретто Кокто (1927) и симфонизированную мелодраму-балет «Амфион» на античный сюжет с текстом Валери (1928-1929). И «Антигона», и «Юдифь», и «Царь-Давид» свидетельствуют о внимании композитора к темам широкого общественного звучания, о гуманистической и прогрессивной направленности его творческой позиции. Таким образом, в течение первого периода творчества Онеггер охватил самые разнообразные жанры, зарекомендовал себя как блистательный полифонист, умелый мастер строгой и чёткой музыкальной формы, нашёл новые средства мелодической выразительности, выработал свой собственный гармонический язык.

В это же время композитор вёл обширную артистическую деятельность. Вместе со своей женой – пианисткой Андре Ворабур – он выступал в разных странах Европы (Англия, Германия, Бельгия, Италия) и Америки. В 1928 году он приехал в Советский Союз, где дал три концерта в Ленинграде как исполнитель-скрипач, пианист и дирижёр, которые вызвали большой общественный резонанс и исключительно благоприятные отзывы в печати.

Выдающийся советский музыковед Б.Асафьев уже тогда выделил Онеггера из «Шестёрки» как наиболее глубокого и серьёзного художника.

Страницы: 1 2 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru