Происхождение, развитие и распространение грегорианского хорала. Аккорды

Материалы » Происхождение, развитие и распространение грегорианского хорала. Аккорды

Страница 2

Аккорды

Аккорд - это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Названия ступеней аккорда зависят от того на какой интервал они отстоят от примы (нижнего звука аккорда): прима, терция, квинта, септима, нона.

Обращение аккорда - это перемещение нижнего звука на другие аккордовые звуки и добавление остальных звуков в верхних голосах (проще - изменение порядка звуков в аккорде).

Трезвучие (5/3) - это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Виды трезвучий зависят от вида терций их составляющих. Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий из них можно составить всего четыре:

Виды трезвучий

Трезвучия

Обращения трезвучия:

Секстаккорд - 6 (терцовый тон в басу) = терция + кварта

Квартсекстаккорд - 6/4 (квинтовый тон в басу) = кварта + терция

Обращения трезвучия

Септаккорд (7) - это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих.

Поскольку видов трезвучий всего четыре, а видов септим три (большая, малая и уменьшенная), то септаккордов можно построить 12. Из них самых употребимых всего 5:

Самые употребимые септаккорды

Септаккорды

Обращения септаккорда:

Квинтсекстаккорд - 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда

Терцквартаккорд - 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция

Секундаккорд - 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие

Самые распостраненные септаккорды:

Доминантсептаккорд - это малый мажорный септаккорд расположенный на пятой ступени (доминанте) мажора натурального и минора гармонического. Интервальный состав: мажорное трезвучие + малая терция.

Разрешение доминантсептаккорда и его обращений:

Доминантсептаккорд с обращениями

Уменьшенный (вводный) септаккорд (малый уменьшенный в мажоре и уменьшенный в мажоре и миноре гармонических):

Уменьшенный вводный септаккорд

Септаккорд II ступени (малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в миноре и мажоре гармоническом)

Септаккорд II ступени

И уменьшенный вводный септаккорд и септаккорд II ступени разрешаются в тонику с удвоением терцового тона (для того, чтобы избежать параллельных квинт)

Построение аккордов в тональности

Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности. Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, благодаря которому ступеней получается не 7, а 8.

Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре - они мажорные, а в миноре - минорные. Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S.

Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут - минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре - мажорные (+ одно уменьшенное).

Рассмотрим, какие аккорды могут встречаться в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Для начала нужно построить гаммы До-мажора натурального и До-мажора гармонического:

Мажор натуральный и гармонический

Они отличаются только одной ступенью - VI. Поэтому все аккорды, в которых будет встречаться VI ступень - будут иметь два варианта: натуральный и гармонический.

Трезвучия:

Трезвучия в мажоре

Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru