Новшества в исполнительских приёмах

Следствием колоссальной работы Росси и Боттезини, направленной на обогащение таланта, становятся дальнейшие открытия Боттезини. Одно из них связано с акустической природой инструмента. Боттезини даёт достоверное обоснование выбора строя и количества струн. В целях более яркого звучания в сольной игре маэстро отдаёт предпочтение трёхструнному контрабасу с квартовым повышенным строем (прим. 1). Однако ещё Леопольд Моцарт (1719-1787) говорил о преимуществе трёхструнного контрабаса при октавном унисоне с виолончелью. По аналогии с виолами, при увеличении числа струн инструмент терял в звучности. Скордатуру (повышение строя) использовал Никколо Паганини. Боттезини же иногда повышал строй даже на малую терцию (прим. 2). Именно для такого строя был написан «Венецианский карнавал».

Система записи нот собственных сочинений для солирующего трёхструнного контрабаса также была своеобразна. Традиционная запись, звучащая на октаву ниже, приводится Боттезини в первой части «Методы» и предназначена для обучения будущих оркестрантов. Второй вид - в отличие от «оркестровой нотации», запись нот в октаве реального звучания контрабаса. Его использует Боттезини во второй части «Методы», предназначенной для воспитания будущих солистов, он называется «effetto reale». Эта система получила наибольшее распространение в Италии, где и сейчас сольная и инструктивная литература издаётся в октаве реального звучания; она является достоверным отображением партии контрабаса и удобна для дирижёра или пианиста.

В своей «Методе» Боттезини указывал, что игра в оркестровой системе записи нот «осложняет правильность хорошей интерпретации»: солист-контрабасист должен точно представлять, какие ноты он играет по отношению к оркестру или фортепиано. Отсутствие нижней струны позволило обойтись минимальным количеством добавочных линеек. Весь диапазон укладывается в басовом и скрипичном (в основном – флажолеты) ключе (прим. 3).

Несмотря на возражения Боттезини против транспорта, многие издатели переводят его запись в более знакомую, транспонируя партию контрабаса на малую септиму вверх. Но если нотация и скордатура культивировались и до Боттезини, то многие исполнительские приёмы он применил впервые. Так беглость левой руки, позволяющая играть виртуозные пассажи, вдохновляла на сочинение хроматических последовательностей, в которых модуляции создают новые краски: (прим. 4) Большой концертный дуэт».

Обыгрывание основных звуков мелодии – тематическое развитие с диатоническими и хроматическими секвенциями: (прим. 5) «Вариации на тему Паизелло». Вероятно, Боттезини один из первых применил на контрабасе цепочку трелей: (прим. 6)-«Кончерто ди бравуре». Иногда развёрнутое двуголосие образует небольшой канон: (прим. 7). Концерт fis-moll. Интересно использование большого пальца в двойных нотах «Кончерто ди бравуре» (прим. 8). Боттезини впервые среди контрабасистов ввёл приём, когда открытая верхняя струна звучит ниже исполняемой на соседней струне мелодии в «Венецианском карнавале» (прим. 9). В поисках новых тембров, характерных романтизму, флажолетная техника была развита Боттезини до совершенства: (прим. 10) Концерт fis-moll. Вводные тона к флажолетам исполнялись за счёт прижатия пальца к струне сбоку, оттягивая её влево.

Техника правой руки у Боттезини также демонстрировала прогресс на фоне предшественников: в «Тарантелле» используются стаккато на один смычок в обе стороны (прим. 11) и спиккато (прим. 12). «Венецианский карнавал» изобилует комбинациями штрихов (прим. 13) и прыгающими штрихами при исполнении арпеджио на трёх струнах (прим. 14).

Лиги Боттезини изредка имеют фразировочное значение и не могут быть исполнительскими. Один из немногих, Боттезини даёт исполнителю одновременно подсказку и импульс для поиска выразительных средств и характера в исполнительских указаниях, например: con tutto la lunghezza dell’arco (на всю длину смычка), perdendosi (исчезая), molto passion (с большой страстью), dolcis-simo (нежнейше).

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru