Заключение

Страница 3

В области гармонии принципам периодичности, необратимости и симметрии соотвествуют лады ограниченной транспозиции, описанные Мессианом в «Технике моего музыкального языка». Они периодичны, поскольку составлены из нескольких групп одинакового строения. Необратимость и симметрия для этих ладов заключена в том, что они не могут быть транспонированы свыше определённого количества раз без того, чтобы не попасть на одни и те же звуки. В симфонии «Турангалила» лады ограниченной транспозиции нашли широкое претворение. Возможности организации музыкального материала, заложенные в них, определили их роль в линии трёх «Турангалил» и в образовании тематизма остальных частей. Например, тема Статуи написана в третьей транспозиции седьмого лада, наиболее богатого на полутоны и подразумевающего возможность смены тонального центра. Такая тональная подвижность словно проявляет многоликость рока, который может человека и вознести, и низвергнуть.

Знаки божественного, таким образом, проявляются на всех уровнях симфонии «Турангалила», что соответствует стремлению Мессиана выразить концепцию Любви как способа постижения Бога, задействуя символику и лексику всех средств музыкальной выразительности. Мессиан соединяет в данном произведении достижения христианской традиции (концепция божественной силы любви), индийской религиозной традиции (концепция Божественной Игры), индивидуально претворённый миф о Тристане и Изольде. Всё это обуславливает концентрированность сосредоточения знаков божественного в симфонии. Знаки Божественного присутствия соотносятся с непостижимыми для человеческого сознания идеями (Жизнь, Смерть, Любовь, Вселенная как Божественная Игра). В этом смысле, своей музыкой Мессиан сделал, быть может, не меньше знаменитых теологов XX века, утверждая каждым своим произведением незыблемые основы христианства: Бог Есть Любовь, Свет и торжество Вечности над Временем. Его музыка остаётся прекрасной иллюзией, мечтой, противостоящей окружающему скепсису, трагическому ощущению бытия.

Произнося речь на конференции в соборе Парижской Богоматери в 1978 году Мессиан сказал следующие слова, которые можно отнести и к симфонии «Турангалила»: «Моя музыка ищет Бога ежечасно и повсюду: на нашей планете Земля, в наших горах, океанах, птицах, деревьях, в видимых в космосе звёздах, которые нас окружают <…> и, в конце концов, находит Бога повсюду» [20, с. 64].

Страницы: 1 2 3 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru