Особенности фактуры, метроритма и динамики в фортепианных произведениях Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Особенности фактуры, метроритма и динамики в фортепианных произведениях Стравинского

Страница 6

Сравнивая ритмическую сторону двух джазовых сочинений композитора «Rag-time» и «Piano-Rag-Music», интересно заметить, что подход композитора к проблеме джазовой ритмики в них совершенно различен. Это обусловлено характерными признаками в определении жанровости как основы танцевального начала в них.

Если в «Rag-time» ясна его танцевально-джазовая специфика, которую подчеркивает определенный синкопированный рисунок, опирающийся на метрически прочную четырехдольность, то в «Piano-Rag-Music» джазовые элементы изменены до неузнаваемости (нарушение метрической устойчивости, чередование постоянно сменяющейся переменности метрики с длительными нетактированными эпизодами, постоянное изменение ритмичнских последовательностей и группировок, отсутствие каких-либо закономерностей строения).

Интенсивное использование динамических средств (акцентов, «sf», «tenuto») в ассиметричном временном пространстве чрезвычайно обостряет общий динамизм «Piano-Rag-Music».

Несмотря на то, что фортепианных произведений, написанных композитором в стиле джаза, всего лишь три («Piano-Rag-Music», «Rag-time», «Танго» - 1940г.), влияние его отражается в интонационной сфере и фортепианном письме некоторых последующих сочинений.

Одним из конкретных примеров данного влияния является миниатюра Pesante из цикла «Легкие пьесы». Наряду с использованием композитором характерных интонаций и ритмов Танго, в этой миниатюрной джазовой стилизации чрезвычайно ярка динамическая активность, обусловленная контрастностью ее ритмической структуры (смена метра, ритмического рисунка, резкая акцентуация). Аналогичные метроритмические приемы используются композитором не только в джазовых стилизациях. Особенно ярко они экспонируются в быстрых частях масштабных циклических произведений таких, как Концерт для фортепиано и духовых и Каприччио.

Таким образом, в фортепианных произведениях джазового направления наряду с глубоко индивидуальными свойствами фактуры, метроритма, динамики наблюдаются типические свойства, получившие воплощение во многих фортепианных произведениях Стравинского. Об этом свидетельствуют преобладание специфических интонаций жанра; самостоятельность каждого голоса подобно индивидуальному движению инструментов в джазовом ансамбле; абсолютизация ритмической и временной свободы; обострение динамических средств.

Отражение подобных свойств в фактуре проявляется в дифференциации ее линий, излагающихся в различных ладовых и тональных плоскостях. Особенности джазового метроритма несомненно повлияли на свободу импровизационного движения, возникающую во вторых частях некоторых циклических произведений Стравинского (вторая часть Концерта для фортепиано и духовых, Каприччио, Концерта для двух фортепиано), но в то же время строго обусловленную рамками тщательно обозначенной нотации. Представляется возможным и предполагать, что усиление роли динамики в произведениях джазового направления стимулировало необычайную активность динамических средств в фортепианных произведениях композитора, повысила их значимость в процессе динамической экспрессии.

Последнее фортепианное произведение Стравинского «Движения» для фортепиано и оркестра является началом додекафонного периода в творчестве композитора.

Фортепианная ткань в «Движениях» излагается в соответствии с законами веберновской пуантилистической серийной техники. Для нее характерна регистровая рассредоточенность, акустическая напряженность отдельных уровней звучания. В линеарной фактуре преобладающим складом изложения является скачкообразное движение линий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru