Заключение

Жанр пейзажной лирики сформировался в Европе в XVIII веке в эпоху сентиментализма. В XIX веке эпоха романтизма повлекла за собой многочисленные сочинения композиторов в этом жанре. Русские композиторы второй половины XIX века, представители «Могучей кучки» и «беляевского кружка» заложили богатую и плодотворную базу, которая позволила творчески вырасти и развиться большому количеству композиторов, внесших огромный вклад в становление и развитие хоровых жанров.

Сергей Танеев, Виктор Калинников и Павел Чесноков явились яркими представителями русской хоровой музыки рубежа XIX–XX веков, сумевшими сохранить и развить в своём творчестве полученный опыт. Каждый из них обращался в своём творчестве к жанру пейзажной лирики, используя при этом хор a cappella и с сопровождением, смешанный и однородный.

Пейзажная лирика Сергея Танеева охватывает самые различные темы: от передачи через образы природы размышлений о смысле жизни до раскрытия глубоких философских и этических проблем. Отличительными чертами хоров пейзажной лирики Сергея Танеева является использование классических форм (сонатное аллегро, соната, трёхчастные с контрастными средними разделами) и повсеместное использование полифонии, близкой Иоганну Баху; а также всегда философское переосмысление текста, всегда интеллектуализм. Сергей Танеев композитор-интерпретатор замысла поэтического текста.

Пейзажная лирика Виктора Калинникова – это всегда богатые средствами выразительности, яркие по способам воплощения поэтического текста произведения. Хор для Виктора Калинникова – это средство воплощения замысла автора литературного текста. Виктор Калинников прибегает к разнообразным, красочным сменам гармонии. Пейзажная лирика композитора не лишена аллегории, при этом, благодаря яркой изобразительности, всегда очень близка к прямому изображениям природы.

Павел Чесноков в произведениях жанра пейзажной лирики большое значение придавал изобразительным эффектам, которые воплощал, мастерски используя выразительные средства хоровой музыки. Красочные гармонии, разнообразные формы, широкое использование агогики, разнообразная мелодика – всё это характерные черты произведений Павла Чеснокова. Также отличают хоровой стиль Павла Чеснокова частое использование divisi, развитие партий женских голосов при большой тесситурной нагрузке мужских партий, преобладание в хорах мелодико-гармонической фактуры.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru