Смешанные формы

Смешанными называют формы, основанные на соединении существенных признаков двух или более классических форм.

Классификация:

1. Типизированные смешанные формы:

· сонатно-вариационная (сонатная форма с вариационным методом развития тем);

· сонатно-концентрическая (сонатная форма с концентрическим расположением разделов);

· сонатно-циклическая (соединение сонатной формы с сонатным циклом);

· сонатно-сюитная (соединение сонатной формы с сюитой).

2. Редкие и нетипизированные смешанные формы. Эти формы, ввиду их разнообразия, особенно многочисленны. Сюда относятся необычные сочетания различных трехчастных форм и рондо с вариационностью и сонатностью, смешения не только двух, но и трех, четырех форм с сохранением их существенных признаков, с устойчивым и подвижным совмещением функций.

3. Индивидуальные формы. Индивидуальные формы, в которых отсутствуют существенные признаки типовых форм, организуются на основе более общих принципов формообразования, в то время как импульсом для их возникновения бывает оригинальная, часто программная идея.

Функциональная организация

смешанных форм отступает от типовых классических форм и требует подключения новых понятий: помимо функций общих и местных— так же «устойчивое и подвижное совмещение функций», «композиционное отклонение, модуляция, эллипсис»

(В.Бобровский).

Устойчивое совмещение функций

— выдерживание функций двух или более форм от начала до конца произведения.

Подвижное совмещение функций — изменение функций входящих в композицию форм на протяжении произведения. Подвижное совмещение насчитывает 4 вида: отклонение, модуляция, эллипсис (пропуск), вставка (наращение).

· Композиционное отклонение — временный переход в функцию другой формы.

· Композиционная модуляция — окончательный переход из одной формы в другую.

· Композиционный эллипсис — пропуск раздела типовой формы.

· Композиционная вставка (наращение) — введение в типовую форму добавочного раздела.

Названные случаи могут быть взаимосвязаны: с помощью эллипсиса или вставки возможно введение функций другой формы. Композиционное отклонение, эллипсис и вставка встречаются и не в смешанных формах.

Многообразие смешанных форм объясняется различными задумками и композиторским видением. Отсюда и сложность смешанных форм.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru