Музыкальная драматургия и язык оперы

Страница 1

Одноактная опера «Вера Шелога» — вся как бы высечена из цельного гранита. Жанр камерной оперы здесь выдержан последовательно, как и в опере «Моцарт и Сальери». В ней всего пять персонажей — Вера Дмитриевна Шелога, ее муж псковский боярин Иван Семенович Шелога, ее младшая сестра Надежда Насоновна, жених сестры князь Юрий Иванович Токмаков и мамка Власьевна.

Главной героине — Вере Шелоге — посвящена большая доля сценического и музыкального времени. Власьевна присутствует лишь в первой сцене оперы, а Надежда периодически участвует в диалоге с Верой. Эти персонажи — Надежда и Власьевна — введены для создания естественного бытового фона, на котором ярким контрастом разворачивается история Веры. Боярин Шелога и князь Токмаков появляются только в самом конце, в третьей сцене оперы. Самой неразработанной, малозначительной, «фоновой», «проходящей» фигурой, имеющей эпизодическое значение, является Токмаков. Его вокальная партия состоит всего из одного слова: «Здорово!».

Все действие оперы от начала до конца происходит в доме боярина Шелоги. Все три сцены протекают в одних декорациях, что фокусирует внимание на перипетиях судьбы героини, на ее психологических состояниях. Для произведения характерно развитие одной сюжетной линии (незначительные побочные линии, экспонирующие обстановку действия, представлены в рассказах Веры и Власьевны). Сжатое и концентрированное действие отличается остроконфликтным развитием.

Рассмотрим, в чем заключается суть конфликта в этой опере. Необходимо особо выделить, что в организации и средствах развития действия применен прием ретроспекции, при котором основные события, касающиеся судьбы героини, развиваются в плане воспоминаний, а исходным ситуационным моментом является предкульминационная зона (ожидание в доме приезда боярина Шелоги). Действие, соответственно, начинается почти с развязки. Прошлое, предстающее во второй сцене (самой объемной и драматически насыщенной) сквозь призму воспоминаний героини, раскрывает источники драматизма.

Конфликт в этой опере, так же, как и в «Моцарте и Сальери», имеет двойственную природу. Если говорить о внешнем его проявлении, то он также вынесен за пределы драмы. Приезд Шелоги в самом конце действия только обозначает его, поскольку как конфликтующая сторона он представлен уже в завершающей сцене. Здесь нет развития этой линии, мы не знаем и того, как этот конфликт разрешился. Кроме того, можно сказать, что внешний конфликт вызревает здесь как конфликт на расстоянии.

Носитель внутреннего конфликта — Вера, чей образ заключает в себе то противоречие, которое является стимулом для развития действия. Внутренний разлад героини состоит в стремлении к недосягаемому царю Ивану, неприятии мужа и противостоянии по отношению жены Ивана Грозного. Поскольку внутренний конфликт явно преобладает, в опере практически отсутствует внешнее действие.

Линия нарастания драматической напряженности, совмещение кульминации с развязкой говорят о типе драматургии сквозного действия. Острота драматизма создается и резким переключением действия, что характерно для таких опер. Первым моментом, осуществляющим резкий поворот в действии, является колыбельная песня, создающая торможение перед драматическим напряжением второй сцены. Еще более ярким переключением действия становится третья сцена, где включается новое событие внешнего действия. Взаимодействие силы сквозного действия (Вера) и контрсквозного действия (Надежда) во второй сцене создают особую драматургическую напряженность.

Сквозная драматургия обусловила и сквозной тип композиции, объединяющий свободно развертывающиеся диалоги, крупную монологическую сцену, где налицо закономерности открытой формы. Форма целого также разомкнута, как и более мелкие построения (за исключением песни).

Здесь наблюдается связь с симфоническим принципом развития, как и в «Моцарте и Сальери». Введение образа Веры как драматургическое прорастание готовится в диалоге Надежды и Власьевны, дважды обсуждающих героиню. Появление Шелоги также готовится — трижды монолог Веры прерывают звуки военной трубы, предвещающей его прибытие.

Необходимо отметить, что Вера не взаимодействует в процессе драматического развития, как Сальери, с персонажем, олицетворяющем противоборствующую сторону. Поэтому в центре действия — ее монолог, а не диалог. Причем, этот монолог занимает основную часть музыкального времени. Вследствие этого можно говорить, что это произведение во многом подготовило появление жанра монологической оперы, утвердившемся в ХХ веке.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru