Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Материалы » Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века » Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

Страница 3

Высокого гражданского пафоса исполнены сочинения «Анчар» и «Пророк» (на стихи Пушкина). «Анчар» - в характере ариозо – это недвусмысленное обличение самодержавной власти. Гражданская направленность текста Пушкина еще больше акцентируется музыкой Римского-Корсакова. Композитор неоднократно повторяет основную мрачную музыкальную тему, являющуюся как бы лейтмотивом «древа смерти». В 1906 году Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Анчара» с участием оркестра, чем еще сильнее подчеркнул ариозный характер романса.

«Пророк» воплощает тему о высоком назначении поэта, который призван выражать мысли народа, пробуждать в нем лучшие чувства. Музыка романса, гибко следующая за текстом, достигает своей кульминации в заключительном марше-гимне. Именно здесь наиболее ярко выражена основная мысль произведения:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

В романсовом творчестве Чайковского, новым рубежом является 1875 год. Многие, написанные композитором в этот год, сочинения проникнуты мрачным настроением. Так, в скорбном монологе «На сон грядущий» (слова Огарева) ощущается связь с последующим глубоко трагичным Andante из Третьей симфонии, с пятой симфонией.

В романсах лирико-интимного характера - «Он так меня любил» (на текст самого автора), в элегии «Зачем» (на текст Мея), в лирико-драматическом монологе «Страшная минута» (на текст автора) слышится какая-то гнетущая печаль.

В романсах Чайковского отчетливо вырисовывается трагедийная тема (на примере, в балладе «Корольки»). Ярким контрастом сочинениям 1875 года служат произведения Чайковского конца 70-х годов. В творчестве композитора этого периода отразились оптимизм, полнота чувств, радостное мировосприятие. Все это глубоко ощутимо и в опере «Евгений Онегин», и в Четвертой симфонии, и в Скрипичном концерте, и в романсах. Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк: «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело, могу назвать мое теперешнее состояние счастьем.

Светлым, жизнерадостным состоянием проникнут цикл романсов Чайковского ор. 38. Большинство романсов написано на стихи А. Толстого, которого композитор высоко ценил, Чайковский писал о нем: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Пленительно-проникновенный романс на слова А. Толстого «Средь шумного бала» автобиографичен для поэта. Стихи были написаны под впечатлением встречи Толстого на одном из петербургских маскарадов с С.А. Миллер – будущей женой поэта. Романс написан Чайковским в ритме вальса. Однако жанр вальса получает здесь иную трактовку, нежели в блестящем «Вальсе цветов» из «Щелкунчика». В романсе композитор продолжает линию лирического вальса, начатую Глинкой в «Вальс-фантазии.

Среди других романсов цикла выделяются чудесная романтическая пастораль «То было раннею весной», пылкая «Серенада Дон Жуана», полный страсти романс «О, если б ты могла».

К этому же периоду относятся романсы Чайковского ор. 47 (1880), отличающиеся большим разнообразием тем и жанров. В русском народном стиле созданы песни-романсы «Кабы знала я, кабы ведала» (слова А. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (слова Сурикова). Они повествуют о горькой доле русской девушки, о ее душевной драме. Нарду с характерными для русской песни особенностями, свойственными плачам-причитаниям, в этих романсах Чайковского есть элемент оперной арии. Одно из самых совершенных произведений Чайковского на слова А. Толстого – романс «Благословляю вас, леса». В нем с яркой эмоциональной силой, непосредственностью композитор прославляет единение человека со всей Вселенной. Глубокой печали, сдержанной скорби полны романсы-монологи «Усни, печальный друг», «На землю сумрак пал». И как отрицание темы страдания и одиночества – восторженно и жизнеутверждающе звучит романс «День ли царит».

Множество превосходных песен и романсов было создано Чайковским в 80-е годы. В 1881 годы композитор написал цикл детских песен.

В романсах 80-х годов Чайковский ищет новые темы, новые формы и средства музыкальной выразительности. В этот период композитор впервые обращается к поэзии Полонского, Некрасова, Хомякова, соллогуба, Мережсковского.

Романсы «Ночь» и «Песня цыганки» - тонкое воплощение лирики Полонского. «Ночь» - это характерный для Чайковского романс-монолог, вокальная декламация рождена реалистически-правдивыми интонациями. «Песня цыганки» отличается задушевностью, глубиной чувства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru