Жанровые особенности и исполнительские формы традиционной народной песни

Материалы » Современное состояние музыкального фольклора села Подлесная Тавла Кочкуровского района » Жанровые особенности и исполнительские формы традиционной народной песни

Страница 1

Моя первая экспедиция в село Подлесная Тавла Кочкуровского района состоялась в 2007 году летом. Подлесная Тавла славится по всей Мордовии своими мастерами – резчиками по дереву, поэтому первое куда я попала – так это в тавлинскую детскую художественную школу. Гостеприимный директор – Гаушев Александр Петрович, с удовольствием провёл меня по всей школе и, показал, как работают молодые мастера. Дальше, я направилась к Рябову Петру Владимировичу – председателю союза тавлинских художников «Эрьмезь» - в его мастерскую. Он тоже меня очень хорошо встретил, и даже помог самой вырезать одну из знаменитых тавлинских лошадок. Дело близилось к обеду, и Керяз (Петр Владимирович ) пригласил меня к себе домой (приложение 3, фото 3). Там я познакомилась с его замечательной семьёй – тётей Машей (женой), Олей (дочкой), и Ромой (сыном). После вкусного обеда, я поделилась своими планами о собирании фольклора с Керязом, и он, недолго думая с радостью повёл меня к одной из певиц. Ею оказалась 78- летняя Баляйкина Надежда Петровна (приложение 4, фото 4). Она вначале засмущалась, когда узнала, что нам надо, а потом сказала, что ничего не помнит. Мне и Керязу долго пришлось её уговаривать, и она всё-таки сдалась. Оказалось, что она осталась только одна на своей улице «поющая», и очень давно ей не приходилось петь. Надежда Петровна мать семерых детей: трое мальчиков и четыре девочки, и после смерти одного из сыновей, она ни разу больше так и не пела.

Я её начала расспрашивать о том, какие песни она пела в своей молодости, что помнит от своей бабушки, но оказалось, что совсем немного. Из-за старости память очень плохой стала.

Из обрядовых песен земледельческого календаря она уже не помнит ничего: ни того, как коледовали, ни как на масленицу гуляли, ни весенних песен, ни закличек. Рядом с ней сидела одна из её дочерей, так и она мне ничего не сказала.

Когда же я начала спрашивать о свадебных песнях, то баба Надя немного оживилась, и спела мне несколько из них.

Самой первой песнью, оказалась песня сватов, которые ехали за невестой:

Мерян, вай ялгай душа,

Вай минь колмон(ы)дян,

Вай козонь мольтянок.

Вай Кондрань Олдань чиямо,

Вай Кондрань Олдань ладямо.

Вай чиинек чиинек,

Олда эзь чиявт.

Ой ладине Олдань, мезе ладят,

Вай Олда думакшнос(и ),

Яик масторов.

Олда сыргакшнос(и),

Яик сторонав.

Картинде Олда ды софьян кемензэ,

Орчизе да Олда лангсо палянзо,

А ещо орчизе мазы рутянзо.

Вай сюлмизе кшедаи лацо фатанзо.

А кокс туекшнэс(и) Федай яикев,

А кокс молекшнес(и) Федай яикев.

Вай коня годыне Федай эрякшнось,

Вай коня кавто Федай пешкедекшнэсь

Каладсть Федан(и) софьян кеменэзе,

Каладсть Федан(и) лангсо палянзо.

Эзить саить яикев цёрат,

Вай весе весе яикень атят.

Урьвакс весе саить,

Вай Федай вачкудин(и)зи,

Кавто кедензэ,

Вай вачкудин(и)зи кемень суронзо

Вай сельведензэ чуди ведексчуди.

Вай алкукс молекшнэсь Феня теине,

Алкукс туекшнэсь яикень, яикень.

Вай сеяки эзь эря вай Федань марто,

Вай сендяк марто, сон эзь савто.

Вай думась арсеме Федан(и), кудов кардазов,

Вай кода молят кудов кардазов.

Вай кода теине тетямс вече шнасамам,

Мольськине авам вай сон васыця авам.

Вай сон састынька, вай сон ней сакшнось.

Вай орта краень Федань пандызе,

Яикень тетянзо содонь кискан(и),

Гипсэ козонь кисканзо, васень рангозеть.

Тиринь тетязо, вай сон лисекшнэсь,

Родимоезэ пекшень пандчизе.

Вай пельказонзо, вай сон поволесь,

Вай пельказонзо, сон ней пост.

Вай кедявлизь кемень, кемень суронзо,

Вай сельведне чуди, чуди ведь лейнекс.

Вай истя Феда, Федай яикеле молекшнэсь,

Вай истя Федай Яик сторон туекшнэсь.

Эта песня исполнялась обычно при совместном пении. Мелодия звучала либо монодийно, либо в традиции подголосочной полифонии. При монодийном исполнении, песня представляла собой диатонический пентахорд в амбитусе ч5, состоящая из нескольких предложений, по принципу сквозного развития.

Ещё она мне спела два причитания невесты, одно из которых было в бане:

Вай озьдо мерян авкай,

Ох ужо мерян авакай,

Кудосто чистэ мон туян

Семия чуксто мон явам,

Баславамака авакай,

Баславамака тетякай.

Лия масторов мон туян,

Лия масторов мон молян.

Тосонь арась родноинь,

Мон до сонь арась ней соинь.

Вай можо кода молян як чужой,

Ронгода молян неверной.

Мон(и) арась тосо родноинь,

Мон(и) арась тосо роднойнем.

Монь арась валонь гаиця,

Монь гисэме валонь ёвтыця.

Айдо мери урякай саинесь.

Айдо урякай литемезь.

Кудосто чистэ мон лисян,

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru