Образно-эмоциональные сферы музыки Скрябина и их особенности

Материалы » Фортепианное творчество А.Н. Скрябина » Образно-эмоциональные сферы музыки Скрябина и их особенности

Страница 4

Если выявлять особенности полетных тем композитора в поздние годы, то здесь необходимо упомянуть "Окрыленную поэму" (1906).

Как и в Четвертой сонате, в партии левой руки используется прием легкого снятия последнего звука мотива. Противодвижение восходящего верхнего голоса усиливает впечатление взлета.

Схожие фактурные приемы встречались в фортепианной литературе XIX века (в частности, в Этюде ор.25 F-dur Шопена). В творчестве Скрябина в синтезе с другими выразительными средствами они обрели новое качество. Заостренность ритмического рисунка, непрерывное состояние гармонической неустойчивости, изменчивость темпа и разреженность ткани становятся в "Окрыленной поэме" характерными средствами для передачи типично скрябинских образов полета.

В поздних сочинениях полетное начало нередко ассоциируется с образами пламени. Автор воплощает стихию огня всплесками пассажей в пределах позиции руки или распределенных между партиями двух рук. Впечатление взлетающих искр создают короткие тираты в верхнем регистре. Нередко пассажи сочетаются с трелями и всевозможными тремолирующими фигурами, как бы передающими мерцания и вибрирующие языки пламени.

Страницы: 1 2 3 4 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru