Песенное творчество Б.Х. Темирканова

Материалы » Вокальное творчество Бориса Темирканова » Песенное творчество Б.Х. Темирканова

Страница 2

Во втором куплете вокализ украшен небольшими одноголосными мелодическими «отыгрышами» фортепиано в высоком регистре (т.т.33 -36), что даёт возможность композитору простыми средствами оживить фактуру второго куплета. С другой стороны, эти отыгрыши можно связать со словами: «кабардинская музыка подобна реке, как река льётся», т.е. в них заложено и изобразительное начало. Завершение песни - это 16-тактовая кода, построенная на утверждении гармонического оборота t – VII - t на фоне большого динамического нарастания:

темирканов дирижёр композитор вокальный

Таким образом, с помощью достаточно простых средств музыкального языка композитор создаёт убедительный и яркий музыкальный образ.

Другая песня Б.Х. Темирканова посвящена иной теме и иному музыкальному образу. Речь идёт о песне с названием «Лирическая», написанной на стихи Зубера Тхагазитова в том же 1970 году (см. нотное приложение). По воспоминаниям первой исполнительницы песни Светланы Богатыжевой, поэт Зубер Тхагазитов в начале 1970 года написал замечательные стихи и посвятил их ей. Эта песня стала необычайно популярной в республике в 70-е годы и популярна до сих пор в исполнении талантливейшей Светланы Богатыжевой. Певице удалось очень точно передать и робость, и нежность, и сомнения, и любовь героини песни.

Это стихотворение, написанное от лица молодой девушки, которая пытается разобраться в своей любви:

I. При каждой встрече с тобой я говорю, что не люблю тебя и отворачиваюсь. Это задевает твоё сердце, ты обижаешься и уходишь.

II. В толпе я с другими заигрываю, шучу…А тебе кажется, что я неспроста говорю с ними, и ты не сводишь с меня глаз.

III. Мои разговоры с другими – это всё несерьёзно, но я не могу себя изменить.

IV. Я берегу себя только для тебя! Ты не верь мне, душа моя, ты найди дорогу ко мне!

Борис Темирканов обратил внимание на стихи Зубера Тхагазитова, которые могли стать прекрасной песней. Его привлекла искренность текста, поэтичный образ героини.

Песня написана в куплетной форме, как и «Адыгэ мэкъамэ», в ней четыре куплета. Но музыкальный образ здесь иной: это простой бесхитростный вальс, своего рода портрет обаятельной девушки-горянки. Именно такая искренняя музыка нужна ей, чтобы открыть свои чувства любимому. Тональность песни, определённая самим композитором – соль минор. Тринадцатитактовое вальсовое вступление настраивает на лирическую образность. Так же, как и в «Адыгэ мэкъамэ», здесь есть опорный оборот t–d–VI–III–s–K6/4–VII–t, который в дальнейшем варьируется фактурно:

Плавность вальсового течения музыки подчёркивается триольными арпеджированными аккордами в первых двух куплетах. В заключительном куплете, где настроение становится более решительным, на смену арпеджио приходит более простая и чёткая фактура. В завершающих тактах аккорд тоники с секстой, с которого начинается I куплет, как бы растворяется в верхнем регистре, напоминая о мечтах героини песни.

Нотный текст содержит ряд темповых и динамических авторских ремарок, которые должны помочь исполнительнице произведения в правильном его прочтении, ведь эмоциональный подтекст песни, который нужно раскрыть, должен быть очень гибким.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru