Зарождение «Могучей кучки»

Материалы » Цезарь Антонович Кюи » Зарождение «Могучей кучки»

Страница 1

В 1855 году Кюи поступил в Николаевскую инженерную академию, поселившись со своим старшим братом, художником Наполеоном Антоновичем (разница - 13 лет). Жили они скромно, на накопленные деньги приобретали ноты и копии понравившихся картин. Музыка все сильнее притягивает Кюи. Помимо оперы, он посещает симфонические и камерные концерты, слушает известных русских и зарубежных музыкантов.

И однажды случилось судьбоносное событие, знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым. «Случай меня с ним свел, - вспоминал Кюи, - на одном из квартетных вечеров у тогдашнего инспектора университета Фицтума фон Экстедт, страстного любителя камерной музыки и недурного альтиста. Мы с ним разговорились, он мне рассказывал про Глинку, которого я совсем не знал, я про Монюшко, которого он не знал; мы скоро дружески сошлись и в течение двух-трех лет виделись ежедневно». Это знакомство было знаменательным не только для Цезаря Кюи, но и для русской музыки: зарождение ядра будущего кружка молодых русских композиторов. По словам Стасова, «Кюи приносил на свою долю только свою нарождавшуюся талантливость, свою любовь к музыке, Балакирев же приносил кроме своей талантливости и любви к музыке свое гораздо далее развившееся знание, свой широкий и смелый взгляд, свой неугомонный и проницательный анализ всего существующего в музыке».

Уроженец Нижнего Новгорода, недолго проучившийся в Казанском Университете на математическом факультете, он стал профессиональным музыкантом путем упорного самообразования. В 1855 году Балакирев познакомился с Глинкой, и на протяжении 4 лет до отъезда великого мастера за границу встречался с ним, играл ему свои сочинения, беседовал с ним о музыке. Так говорил Глинка о Балакиреве: «…В первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки». Тогда же молодой музыкант познакомился с А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В.В. и Д. В. Стасовыми и другими известными деятелями русской культуры.

По мнению В. В. Стасова, «Балакирев был урожденный глава школы. Непреклонное стремление вперед, неутомимая жажда познания всего еще не известного в музыке, способность овладевать другими и направлять их к желанной цели…- все в нем соединялось, чтобы стать истинным воеводой молодых русских музыкантов». Это лишь несколько слов о таланте нового товарища Цезаря Кюи. Вскоре Балакирев знакомит своего друга с Александром Николаевичем Серовым, развернувшем в это время бурную музыкально-критическую деятельность (оперы «Юдифь», «Рогнеда», и «Вражья сила», принесшие Серову композиторскую славу). Серов отзывался очень тепло и видел незаурядный талант Кюи: «В стиле его сочинений уже теперь очень явственно выступает «славянский» характер и служит залогом большой оригинальности».

Цезарь любил приходить к Серову; он узнавал для себя много нового и интересного, переосмысливал прежние взгляды, теперь казавшиеся ему наивными или даже ошибочными.

В период общения с Серовым Кюи писал об углублении своих музыкальных познаний; «музыкальное (да и вообще всякое) понимание - это лестница бесчисленного числа ступеней. Тот, кто стоит на высокой ступеньке, спуститься на нижнюю может, когда ему угодно, может вполне оценить и польку, может и полюбить ее, буде в ней заключаются истинные красоты; но, увы, для стоящего внизу верх недоступен, пока он его не завоюет своим трудом, образуя себя технически и эстетически особенно (это не мое сравнение, оно Серово)».

В 1856 году относится замысел первой оперы Кюи «Замок Нейгаузен» на сюжет повести А. А. Бестужева Марлинского, либретто написал В. Крылов. Но сюжет был успешно забракован Балакиревым, как несостоятельный и совершенно оторванный от жизни. Сказалось также и отсутствие композиторского опыта.

Летом 1856 года на одном из музыкальных вечеров состоялось знакомство Кюи с Александром Сергеевичем Даргомыжским, выдающимся композитором, другом и последователем Глинки. В 1855 году он завершил работу над оперой «Русалка» на сюжет одноименной поэмы А. С. Пушкина. Развивая традиции своего учителя, Даргомыжский создал новый тип оперы – народно-бытовую драму, в центре которой судьба простой крестьянской девушке. Произведение, посвященное личной драме простого человека, явилось делом новаторским в отечественной оперной музыке.

Балакирев, - отмечал Стасов, - стал наставником Кюи по части созданного для оркестра и фортепиано, Даргомыжский – по части созданного для голоса…являлся для Кюи великим инициатором в мире музыкального выражения, драматизма, чувства – средствами человеческого голоса».

11 июня 1857 года был по окончании полного курса наук отчислен от Академии на действительную службу, с оставлением при училище репетитором по топографии». 23 июня «по экзамену за отличные успехи в науках» он был произведен в поручики. С этого времени начинается многотрудная педагогическая и научная деятельность Кюи в училище, а далее и в академии, требовавшая от него огромного труда и усилий и продолжавшаяся почти до конца жизни.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru