Спящая красавица

Материалы » Балеты П.И. Чайковского » Спящая красавица

Страница 3

Жемчужинами живописно-изобразительной музыки в балете являются три танца: Pas de deux (Кот в сапогах и Белая кошечка), Pas de caractere (Красная Шапочка и Волк), Pas de berrichon (Людоед и Мальчик-с-пальчик с братьями). В основе Pas de caractere лежит столкновение антагонистических образов. Танец изображает встречу Красной Шапочки с Волком. Две темы создают образ девочки. Одна – жизнерадостная, полная непосредственности и детского очарования, другая в виде незатейливой детской песенки. Безмятежную прогулку Красной Шапочки нарушает рев Волка (восходящие интонации у низких струнных с валторнами).

В Pas de berrichon также сопоставлены два образа – Людоеда и семи братьев. Остроумно изображены в музыке семимильные шаги Людоеда: скачки на широкие интервалы. Образ мальчиков дан в движении. Сначала звучат жалобные интонации, затем они становятся спокойней. В ответ на грозное ворчание Людоеда слышны совсем испуганные крики убегающих малышей (аккорды у деревянных духовых с форшлагами).

Но совершенно особое место принадлежит танцу Кота в сапогах и Белой кошечки. Тут и нежное мяуканье Кота и Кошечки (интонации гобоя и комически звучащего фагота), и настороженное наблюдение друг за другом (тревожные тремоло засурдиненных струнных). Постепенно оркестр обогащается новыми красками. В заключительной части тема у кларнета проходит в живом темпе и завершается кульминацией. Танец заканчивается ссорой и царапаньем.

Создав в «Спящей красавице» новый, особый вид программной симфонической музыки, Чайковский внес в балетную музыку принципы симфонического развития. Интенсивность, драматизм развития, прием «волнообразного» движения к кульминации. Многим обогатила балет и опера. В основном возросшей ролью песенно-распевного начала.

Балет «Спящая красавица» написан в последний период творчества. В нем Чайковский использовал все мастерство и опыт симфониста-драматурга. Однако, в отличие от симфонических и оперных произведений, в которых в полный голос звучала трагическая тема, «Спящая красавица» – гимн свету и радости жизни. Глубокий оптимизм и светлая вера в прекрасное нашли выход в создании лучезарных, вечно юных произведений со сказочным сюжетом – балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Страницы: 1 2 3 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru