Украинская музыкальная культура

Материалы » Украинская музыкальная культура

Страница 2

Младшая генерация композиторов прежней Австрийской Украины следом за Людкевичем сознательно направляют свое творчество в сторону инструментальной музыки. Особенно между современными композиторами Западной Украины определяются композиторы, которые кончили свое музыкальное образование в Праге, в чешской консерватории в проф. Витезслава Новака.

Также к пражской школе принадлежит Нестор Нежанкивский (1893 - 1940) - сын Остапа Нежанкивского, автор фортепианных произведений: прелюд и фуга, вариации, малая сюита, паскалия и тому подобное, фортепианное трио, полонез и симфонична оркестровка. Музыкальными модернистами является Зиновий Лиско и Николай Колесса (сын филарета Колесси), наконец самые молодые - Роман Симович та Стефания Туркевич - Лисовска. Это уже ученики пражской школы, главным образом Новака, и все они являются мастерами-инструменталистами вооруженными профессиональным образованием; они без старого галицкого дилетантизма совместно направляют свои усилия на создание модерной инструментальной музыки. Более-менее в том направлении работают и Астон Рудницкий ученик берлинской школы. Это - главные творческие силы в Западной во времена ее недолгой принадлежности до бувшой Польской Вещи Посполитой.

В организации музыкального образования, музыкально-певчих И доброчинних культурных обществ “Просветительство” (1868). “Руска беседа” (1870), “Торбан” (1870), “Боян” (1890). Общества “Боян” действовали в Киеве (1904. руководители Г. Лисенко, О. Кошиць) и Полтаве (1905).

Во Львове в 1903 г. основана музыкальная школа (из 1907 р.- Высший музыкальный институт, с 1939 - государственная консерватория им. Г. В. Лисенко). В 30-х годах действовали девять филиалов музыкального института - в Бориславе, Дрогобыче, Стрыю, Тернополе, Яворовые и других городах.

Давние традиции имеет музыкально-театральная культура Львова. Здесь в 1842 г. открылся частный городской театр С. Скарбека, один из наибольших в Свропи (в настоящее время в этом помещении - Украинский государственный академический драматичный театр им. Г. Заньковецкой). На его сцене дебютировали воспитаннице Львовской консерватории С. Крушсльницка, Г. Менцинский, О. Мишуга, О. Руснак, Ф. Лопатинска, О. Носалсвич, исполнительское мастерство которых приобрело мировое признание. В 1900 г. начал деятельность Большой городской театр (из 1939 р.- Львовский театр оперы и балета, с 1956 - им. И. Франка). К достижениям театра принадлежат оперы “Золотой обруч” Б. Лятошинского (за повестью И. Франка “Захарий Беркут”), “Ернани” Дж. Верди, балеты “Сойчине крыло” А. Кос-анатольского, “Сотворение мира” А. Петрова. К этой группе принадлежит Василий Барвинский со своими инструментальными произведениями, главным образом камерного характера, как фортепианови прелюдии, концерт “Миниатюры” и тому подобное, два фортепианных трио, фортепианный сексет, струнный квартет, симфонични произведения, как рапсодия, увертюра и тому подобное. Дает Барвинский также и вокальные вещи из очень оригинальной обработкой народных песен. Он учился на юридическом факультете Львовского университета, философском факультете Кардового университета (Прага), закончил Пражскую консерваторию. Во Львове возглавлял Высший музыкальный институт и консерваторию. В 1948-1958 гг. испытал репрессии. В творчестве В. Барвинского ощутимые мотивы импрессионизма. Композитор плодотворно работал в разных жанрах. Его творческое наследство - вокально-инструментальные этнографические картины “Украинская свадьба” для мишаного хора, квартета солистов и оркестра, хоровые произведения а капелла (“Шевченкова дом”, “Колосись, ниво” на слова Бы. Лепкого), солопения для голоса в сопровождении оркестра (“Псалом Давида” на слова П. Кулиша”, “Ноктюрн” и “Сонет” на слова И. Франка) и др.

В период первой мировой войны появляются стрелецкие песни. Они отображают идеи национально-освободительного движения на западно-украинских землях. Стрелецкие песни (патриотические, маршево-производные. шутливые и др.) основываются на народных и казацких традициях. Для сечевых стрелков писали песни И. Франко, О. Маковей, Д. Макогон, Бы. Лепкий, Л. Лепкий, Г. Купчинский. Музыку создавали композиторы Ф. Колесса, В. Барвинский, Г. Гайворонский, Л. Лепкий. Г. Купчинский, Н. Нижанкивский, Г. Леонтович. Самая популярная песня сечевых стрелков - “Ой в лузе красная калина” (1915). Поэтический образ "красной калины" воспринимается как символ духовного единства украинского народа, размежеванного в те времена границами двух империй - России и Австро-Венгрии. Песня бытовала как народная. Существует она и в музыкальных обработках разных композиторов и исполнителей.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru