Хоровая музыка в пассионах И.С. Баха

Материалы » Хоровое творчество И.С. Баха » Хоровая музыка в пассионах И.С. Баха

Страница 1

бах мотет хорал хор

Современные исследователи творчества И.С. Баха приходят к выводу, что И.С. Бахом был сочинено три пассиона. До нас дошли «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» («Страсти по Марку» не сохранились). Пассионы в творчестве Баха имеют синтезирующий смысл: в них обобщено многое, достигнутое им в других жанрах, также в них обретена новая художественная высота, недоступная его современникам и всему XVIII в. Другие его произведения, кроме мессы h-moll, такими качествами не обладают. До И.С. Баха многие немецкие композиторы обращались к этому жанру, но ничто из их творчества в этой области, кроме «Страстей» Шютца, нельзя сопоставить с концепционностью, глубиной многообъемлющего содержания, силы и смелости драматизма баховских страстей. Благодаря драматизированному сюжету, конкретным действующим лицам пассионы И.С. Баха более тяготеют к опере, чем другие его произведения. «Страсти» И.С. Баха воспринимаются как своего рода фантазии с хорами, солистами и оркестром, написанные по прочтении евангельского текста. И.С. Бах не столько рассказывает о евангельской драме, сколько с огромной душевной болью передаёт свои чувства и размышления о человеческой жестокости и несправедливости, о любви и муках, страданиях, о смерти и жертве искупления и воплощает это с величайшей силой психологического реализма, какой добаховская музыка не знала.

Музыкальная концепция целого в обоих пассионах складывается на основе постоянного взаимодействия и взаимодополнения трёх тематических линий - эпической, драматической и лирической. Такая многоплановость произведения позволяет говорить о «полифонической» драматургии пассионов. Эта драматургия зависит от соотношения этих нескольких линий развития и их различными уровнями драматического и эмоционального напряжения в разных звеньях композиции.

В драматическую линию включаются в первую очередь хоры turbae. Они выражают «злое» начало драмы и сценически изображают прямую речь «толпы». Turbae дают как бы акцент в сравнительно ровном повествовании евангелиста и своей драматичностью ярко контрастируют с предшествующими и последующими эпизодами, не разрешая создавшегося напряжения, а наоборот, усиливая его. Передавая ярость «толпы», turbae могут начаться с внезапного forte, или наоборот, с возрастающим напряжением резко оборваться (в этом случае останавливаясь на доминанте). Написанные преимущественно сжато, компактно, использует подвижные ритмы, энергичные мотивы, часто развивается контрапунктически, иногда имитационно-полифонически. При этом для изображения стихийности «толпы» используется независимо от текста один и тот же музыкально-характеристический материал. В «Страстях по Иоанну» они служат более яркому, чем в «Страстях по Матфею» противопоставлению добра и зла, благодаря чему это произведение более ближе к драме.

Лирическая линия выражено в ариозных номерах. Это сольные медитации, молитвенные песнопения (образы добра). Она не отличается ровностью и выражает чувства различного эмоционального напряжения: от спокойных и сдержанных до крайне патетичных скорбных арий, но, как всегда у И.С. Баха, сдерживаемых величайшей твердостью духа. К этой линии, кроме собственно арий и ариозо, относятся несколько мадригальных хоров. Это вступительные и заключительные хора обоих пассионов, которые как бы заключают их величественные хоровые рамки. К ним относится еще хор №35 из «Страстей по Матфею», который играет туже роль в конце первой части. Вступительный большой хор - это своего рода увертюра, в которой заключена идея всего произведения, а заключительный хор дает просветлённо умиротворяющее заключение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru