Хоровая музыка в пассионах И.С. Баха

Материалы » Хоровое творчество И.С. Баха » Хоровая музыка в пассионах И.С. Баха

Страница 3

Неодинакова функции больших хоров. Вступительный хор обобщает смысл всего произведения. Как и вступительный хор «Страстей по Матфею» это один из шедевров баховской музыки. Заключительный хор, как и в «Страстях по Иоанну», рисует образ отпевания и колыбельной одновременно. Он решен в духе светло - печальной песни - арии в форме da capo. Но в отличие от «Страстей по Матфею», после этого хора следует венчающий все произведение короткий, в строгом изложении, хорал №68, который традиционно пелся на Страстной неделе.

Хоралов в «Страстях по Иоанну» - 11. В первой части - 4 хорала, во второй - 7. В них 3 раза повторяется напев известного хорала «Jesu Kreuz, Pein und Tod» (№20, №56 и №60), который община часто пела после исполнения пассионов; два раза повторяется напев «Herzliebster Jesu» (№7, №27); два раза «Christus» (№21 и №60). Эти повторы призваны напомнить и подтвердить то, что сказано в речитативе, вместе с тем являясь одним из средств, скрепляющих композицию путем важных по смыслу перекрестных арок.

Линия хоралов, неравномерно распределенная в композиции целого, но отмеченная ровностью эмоциональной реакции, лишённой при этом личностно - лирической экспрессии, удерживает равновесия в динамическом движении драмы.

«Страсти по Матфею». В «Страстях по Матфею» И.С. Бах раскрыл высокую евангельскую тему с поразительной полнотой. Они написаны на более обширный текст и в первой части содержат сцены, которых нет в «Страстях по Иоанну» (сговор первосвященников, тайная вечеря). Бах, не ослабляя повествовательно - драматической стороны произведения, сильно увеличивает роль лирической сферы (ариозо, 15 арий, дуэты и три хора), чем далеко выходит за рамки, взятые им для «Страстей по Иоанну». Вместе с тем, композитор, находя в «Страстях» нечто новое в пределах формы изложения, углубляя выразительность и черты драматизма (вводит особые приемы колорита, намечает внутренние связи на расстоянии), создает очень органичное в своей естественности произведение.

Более широко и многообразно, чем в «Страстях по Иоанну» понимаются И.С. Бахом партии хора. «Страсти по Матфею» - двуххорная композиция, где каждый хор имеет свой оркестр и своих солистов. Хоры могут звучать в отдельности, чередуясь и вместе в зависимости от смысла происходящего.

Обобщенно - символических хоровых номеров в отличие от «Страстей по Иоанну» больше. Помимо первого и последнего встречается ещё 7 хоров с такой функцией.

Все остальные номера - turbae, которые более кратки и могут сводится к одной реплике, к призыву и даже возгласу. Но разнообразное применение двуххорного состава служит более яркой драматизации действенности и усилению внутренней динамике этих хоров. Единая линия turbae более разветвлена, чем в «Страстях по Иоанну», показывая различные силы драмы.

Иначе, чем в «Страстях по Иоанну», трактует автор первый вступительный хор. Оставляя его увертюрное значение он создаёт в нем высокодраматичную массовую сцену шествия народа, которые начинались традиционные народные инсценировки пассионов. Этот номер исполняют 2 четырехголосных хора вместе с оркестром. Первый хор оплакивает невинную жертву и символизирует плач «дочерей Сиона». Второй хор, символизируя верующих, местами врывается в широкий распев первого с вопрошающими репликами «Кого?», «Как?», «Что?», «Куда?», словно толпы народа потрясенно следят за происходящим. В середине композиции оба хора перекликаются короткими репликами, а под конец они совместно оплакивают принесенного в жертву «невинного Агнца». В оркестре - неуклонное шествие, остинатно проводимое в ритме сицилианы. А над всем этим, как квинтэссенция поучения «Страстей», в сопрано, выделенном 9 голосом из хора, строка за строкой парит уверенная тема хорала «О Lamm Gottes» (этот хорал обычно пелся общиной в Страстную пятницу).

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru