Проблемы исполнительства фортепианных произведений Стравинского

Материалы » Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского » Проблемы исполнительства фортепианных произведений Стравинского

Страница 4

В «русском» круге сочинений, со стоящей в центре его «Петрушкой», одним из решающих условий исполнительского успеха является способность пианиста воссоздавать театрально-игровые ситуации. Там все действие разворачивается через «игру действующих лиц». Она служит средством раскрытия внутреннего сюжета, ядром драматургических задач. Причем, характерным для Стравинского становится показ больших психологических сложностей, коллизий с привлечением танцевальной, балетной основы. Эта установка должна быть руководящей для исполнителя. А отсюда вытекают и все принципы и методы внутреннего развития музыкальной формы: безбрежное искусство народного типа варьирования; специфический тип контрастов музыкальных образов; необходимость построения кульминаций необычайной силы, венчающих подъем безудержного веселья, подчас принимающего облик удалого разгула. Сюда же относится требование найти эмоционально очень открытый «тон» - простой, даже простонародный, здоровый исполненный громадной внутренней силы и благородства и далекий от намека на изысканность, рафинированность, взвинченность.

Реализация подобных артистических проблем заставит пианиста искать в «ударности» пианизма композитора новых резервов интонирования, тембральной техники, ритмической энергии и выразительности.

Ритмические сложности Стравинского всегда и всеми подчеркиваются особо (бесконечные перебои инерции ритмического движения, постоянные смещения сильных долей, несимметричность размеров, «игра» акцентов и др.).

В музыкознании существует мнение о том, что для звуковой палитры Стравинского характерно преобладание «стучащих», «ударных» приемов звукоизвлечения. Несомненно, это отчасти верно и связано с эстетическими требованиями композитора, часто акцентирующего внимание на «молоточковой» природе фортепиано, и, в соответствии с этим, использующего рояль в качестве «ударного» инструмента в ансамблях. Данному суждению способствовал и ряд исполнительских трактовок фортепианных произведений композитора. Однако разнообразие тематики и образности, жанров и форм в фортепианной музыке композитора предполагает многоликость звуковых представлений – красок у исполнителя. В связи с этим «ударность» является не основным, а одним из свойств в характеристике звукового туше в сочинениях композитора. Естественно, что «ударное» качество фортепианного произношения должно доминировать в сочинениях с ярко выраженной инструментальной природой тематизма. В ранних сочинениях оно наиболее характерно для «Piano-Reg-Music», особенности артикуляции данного произведения вдохновлены различными градациями звучания инструментов в Jazz band. Композитор мастерски использует обширную шкалу акцентов, оттенков.

Идея Стравинского об «ударности» в фортепианном туше проявилась в Концерте для фортепиано и духовых.

Наряду с определенной «ударностью» в произношении некоторых фортепианных сочинений, для звуковой палитры композитора характерна связность, легкость произношения. Согласно исполнительской эстетике композитора, теплота и плавность интонирования должна сохраняться в рамках «реального» фортепианного звучания, не обремененного густой педалью. Стравинский почти не обозначает педаль в своих фортепианных произведениях. Пианист должен использовать возможности «ручной» педализации,т. е. наиболее удобной аппликатуры для достижения связного исполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru