Сонаты Бетховена в контексте его скрипичного творчества. Черты стиля.

Материалы » Л. Ван Бетховен. Соната для фортепиано и скрипки ля минор ор. 23. Особенности драматургии цикла » Сонаты Бетховена в контексте его скрипичного творчества. Черты стиля.

Страница 3

Ко всем десяти сонатам Бетховен предписывает посвящение: три сонаты ор.12 посвящены почтенному учителю Антонио Сальери, Четвертая и Пятая сонаты ор.23, 24, которые изначально были обозначены одним опусом 23 - графу Морицу фон Фризу, три сонаты ор.30 были написаны в честь русского императора Александра I. Десятая соната была посвящена эрцгерцогу Рудольфу, а Девятая, знаменитая «Крейцерова», посвященная, соответственно, Родольфу Крейцеру, как известно, так и не была признана адресатом.

Подводя некоторые итоги, Бетховена можно выделить несколько моментов. В сонатах композитор не отдаёт предпочтение какому-либо из инструментов, наделяя их равными выразительными и тематическими средствами. Этому пласту наследия композитора, как мне кажется, присущи два начала, связанных с лирическим восприятием скрипки и драматическим. При этом необходимо заметить, что камерное творчество Бетховена содержит в себе больше драматических, и даже в чём-то трагических произведений - таких как Четвёртая, Седьмая и Девятая сонаты.

Глава 3. Анализ структуры, драматургии, музыкальных образов Четвёртой сонаты Бетховена

Самым большим отличием этой сонаты от трёх предыдущих является её ярко выраженный романтический характер. С первых же тактов триольная фактура создаёт ощущение тревоги и движения. Побочная партия не несёт в себе сильного контраста с главной, сохраняя внутреннюю пульсацию триолями. Нетипично также и полифоническое развитие побочной партии, что до этой сонаты не встречалось в скрипичных сонатах Бетховена.

Трудно поверить, что в такой плодотворный период Бетховен остро переживает быстро прогрессирующую глухоту и непрекращающийся шум в ушах.

Четвертая соната трехчастна. На мой взгляд, цикл совершенно уникален своими скромными объемами, что весьма несвойственно Бетховену, и концентрированным изложением музыкального материала. Первая и третья части сонаты образуют образную арку. Это один из немногих финалов скрипичных сонат, да и вообще финалов того времени, написанный в миноре и продолжающий развитие образов первой части. Д.Ф.Ойстрах охарактеризовал эту сонату как «Малую Крейцерову».

Драматическую I часть и драматический финал разделяет мажорное Andante Scherzoso, которое музыковеды нередко называют «интермедией» (вообще расположение ладов тоже необычное - чаще мы сталкиваемся с быстрыми мажорными крайними частями и медленной минорной II частью).

То, что соната написана в миноре, тоже необычно – на заре XIX века симфония, и тем более соната (которые сочинялись чаще всего для развлечения публики) в мажоре – были нормой. Так что минорная соната была редким исключением; как правило, этим композитор хотел сообщить слушателю «исключительную серьезность данного произведения». Уже одно это обстоятельство заставляет взглянуть на художественное значение сонатного цикла совершенно в ином свете. До Бетховена камерный жанр рассматривался как лёгкая музыка для отдыха слушателей. Таким образом, использование минорных тональностей в камерной музыке противоречило самой идее светских концертов, так как минор, чаще всего, открывает перед слушателем сферу драматических, а очень часто и трагических образов. И то, что Четвертая соната стала первой минорной из всех десяти, говорит нам о «романтическом» содержании этого произведения.

Первая часть написана традиционно в форме сонатного Allegro. В данном же случае, это сонатное Presto.

Действие активно разворачивается с первых тактов. Тема звучит в партии фортепиано, ее взволнованный и даже нервный характер подчеркивает форшлаг к первой доле и учащенная пульсация арпеджированного тонического аккорда в басу (такое непрерывное и динамичное движение с первых тактов произведения мне напоминает финал Третьей Скрипичной сонаты Брамса d-moll).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru