Сонаты Бетховена в контексте его скрипичного творчества. Черты стиля.

Материалы » Л. Ван Бетховен. Соната для фортепиано и скрипки ля минор ор. 23. Особенности драматургии цикла » Сонаты Бетховена в контексте его скрипичного творчества. Черты стиля.

Страница 8

Связующая партия здесь самая полноценная, в отличие от экспозиции, в ее основу положена новая тема, а по форме она представляет собой Fugato с тональным ответом, удержанным противосложением и одним стреттным проведением. Бетховен развивает задатки полифонического развития в первой части, в третьей части они достигнут своего апогея (Бетховен охотно пользовался полифоническими приемами в жанрово-описательных произведениях, нередко, чтобы подчеркнуть скерцозный характер)Процесс полифонического развития в Fugato отображен в таблице, «тема» обозначается T, «ответ» О, «противосложение» П:

голоса

18 (4 + 9 + 5(дополнение)

скрипка

О П Т

Дополнение

Фортепиано: верхний голос

Т П

Фортепиано: нижний голос

Т П Т

Дополнение на D к E-dur подводит нас к теме побочной партии, написанной в форме восьмитактного периода с расширением и дополнением. Чтобы прояснить, как обычный восьмитактный период занимает 17 тактов, я составила «таблицу неквадратности» темы побочной партии, где отобразила все повторения, дополнения и расширения:

Без повторений

4

4

С повторениями

4 + 4(повторение со скрипкой)

4 + 5 (каденционное расширение)

Побочная партия имеет очень яркую и узнаваемую фигурацию – трель, щебетание, придающее еще большую легкость и наивность мелодии - и в следующий раз встретится только в репризе.

Заключительная партия представляет собой простую двухчастную безрепризную форму, делится на две разнохарактерные части, в первой из которых на один миг возвращается лишь напоминание о событиях первой части: возникает subito sf, акцентированная сильная доля у скрипки, но налет драматизма сразу же улетучивается, предоставив господство простой, незатейливой и напевной основной теме заключительной партии. Таким образом, схема заключительной партии выглядит следующим образом:

4 +4

4 + 7

Четырехтакт в исполнении фортепиано-solo и его преобразованный вариант со скрипкой.

Основная тема и ее повторение на октаву выше с кадансовым расширением.

Таким образом, мы видим, что каждая тема экспозиции проводится дважды, но начинает обязательно фортепиано-solo.

Разработка миниатюрная, она укладывается всего в 36 тактов, совсем «не бетховенская”, отнюдь не драматичная, построена она на развитие тем главной и связующей партии.

Четырехтакт, открывающий разработку, - первый четырехтакт темы главной партии: тема звучит в параллельном fis-moll у фортепиано на фоне остинатной доминанты у скрипки. Тема не получает развития, а перетекает в тему связующей партии, которая претерпевает изменения в разработке.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru