В.С. Ходош хоровой цикл "Времена года". Музыкально-теоретический и исполнительский анализ. I часть цикла - "Весна"

Материалы » Виталий Семенович Ходош "Времена года" (I часть цикла "Весна") » В.С. Ходош хоровой цикл "Времена года". Музыкально-теоретический и исполнительский анализ. I часть цикла - "Весна"

Хоровой цикл "Времена года" написан Виталием Ходошом для смешанного хора без сопровождения. Цикл состоит из четырех частей: I - "Весна", II - "Лето", III - "Осень", IV - "Зима". Каждую часть внутри цикла можно определить как хоровую миниатюру.

В первой части цикла - хоре "Весна" за основу поэтического текста Ходош взял стихотворение Валерия Брюсова.

Белая роза дышала на тонком стебле.

Девушка вензель чертила на зимнем стекле.

Голуби реяли смутно сквозь снег -

Грезы томили все утро предчувствием нег.

Девушка долго и долго ждала у окна.

Где-то за морем тогда расцветала весна.

Вечер настал, и земное утешилось сном.

Девушка плакала ночью в тиши, - но о ком?

Белая роза увяла без слез в эту ночь

Голуби утром мелькнули - и кинулись прочь.

Особенность заключается в том, что стихотворение использовано композитором не полностью, а лишь его первые шесть строчек. За счет этого смысл произведения становится совсем иным, нежели то, что хотел донести до читателя поэт. У Брюсова стихотворение носит пессимистический характер, ощущение потери, безысходности, а Ходош за счет использования только половины стихотворения сумел показать картину чудного времени года - весны. Таких опытов достаточно много в вокально-хоровой литературе. К подобного рода опытам прибегали следующие композиторы: Ушкарев "Думы мои, думы" на стихи Есенина; Щедрин "Первый лед" на стихи Вознесенского; Щедрин цикл "Строфы Евгения Онегина" хор "Блажен, кто смолоду".

Первая часть цикла - хор "Весна" состоит из двух разделов, не очень контрастных по музыкальному языку. Первый раздел начинается небольшим вступлением, которое является своеобразной экспозицией главной интонации произведения. (1-2 т. т). Вступление сменяется темой в партии сопрано, которая в последующем развитии постоянно чередуется с темой вступления. Тема, звучащая в партии сопрано, очень развернута, наполнена романсовыми интонациями, охватывает большой диапазон. (3 т.). Тема вступления, появляющаяся в промежутках звучания темы в партии сопрано, успокаивает то волнение, которое наводит сопрановая интонация. (4 т).

Дальнейшее развитие музыкального материала происходит на основе темы, представленной в партии сопрано. На протяжении всего произведения композитор использует комплиментарный ритм, заполняющий небольшие остановки, встречающиеся в теме.

Второй раздел начинается, когда еще не завершилось развитие первого раздела. Таким образом, проявилось наложение звучания одной части произведения на другую. (10-12 т. т).

В тактах 17 и 19 появляется новый музыкальный элемент, из которого в дальнейшем вырастает кульминация всего произведения.

Если первый раздел начинается небольшим вступлением, то заключение его происходит на основе главной темы.

Кульминация всего хора находится в конце произведения - она одновременно является смысловой, тесситурной, динамической и фактурной кульминацией. В этом эпизоде все голоса сливаются воедино - они резко взмывают вверх, а затем в едином порыве опускаются в нижнюю тесситуру. (23 - 24 т. т).

Последние два такта являются своего рода послесловием, заключением всего произведения. После бурной кульминации этот эпизод вновь возвращает слушателя в спокойствие, умиротворенность, которыми было пронизано все произведение. (25-26 т. т).

Мелодика хора очень развернута, широка, распевна. Ритмический рисунок, использованный композитором, очень разнообразен. Основу составляет движение восьмыми длительностями, которое иногда прерывается появлением острого пунктира, что придает музыке некоторую живость, наполняет ее новыми красками.

Один из важных элементов, присутствующих в данном хоре - это прием портаменто. Он привносит в общее звучание ощущение весеннего настроения, благоухания, умиротворения.

Тональный план сочинения довольно разнообразен: Es dur - G dur - Es dur - C dur - F dur. В некоторых эпизодах есть претензия на некоторые устои, но она не оправдывается в дальнейшем. Гармония прозрачна, но в тоже время очень колоритна, красочна и сочна.

Диапазоны партий: Сопрано: до 1 октавы - соль 2 октавы

Альт: ля малой октавы - до 2 октавы

Тенор: до малой октавы - соль 1 октавы

Бас: фа большой октавы - до 1 октавы.

Диапазон всего хора: фа большой октавы - соль 2 октавы.

хоровое искусство весна ходош

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru