Цикл «прелюдия и фуга» в клавирном творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха на примере произведений И. Пахельбеля, И. Фишера, Д. Циполи

Материалы » Эволюция "малого барочного цикла": прелюдия и фуга в творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха » Цикл «прелюдия и фуга» в клавирном творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха на примере произведений И. Пахельбеля, И. Фишера, Д. Циполи

Страница 2

Особенно интересна басовая партия, которая начинается с риторической формулы circulato, продолжаясь нисходящим ходом и заканчиваясь изломанными скачками: на кварту↑, ум. 5↓, кварту↑ и квинту↓ с V ступени на I (тт. 3–4). Эта тема прозвучит 6 раз в прелюдии, несколько видоизменяясь в средине и полностью утверждаясь в репризе. В образном плане эта тема выражает драматизм существования человека: бег по кругу, искания, неудачи и потери, превратности судьбы. Вообще в прелюдии преобладают нисходящие ходы catabasis. И как бы высоко не поднималась мелодика, приобретая мажорные интонации (тт. 5, 6, 14, 23), итог одинаков: возвращение «на грешную землю»… Первый раз эта фигура появляется в т. 3 в основной тональности, ей «противостоит» в обращенном виде и мажорном плане (F-dur, III ст.) ответная восходящая тема (тт. 5,6), которая устремляется вверх, затем скачком вниз на большую сексту, снова поднимается вверх полутонами (т. 7), и… неотвратимый ход вниз от I ст. к V, четвертными нотами…круг замкнулся…

Строгая вертикаль, иногда незначительные задержания в среднем и верхнем голосах, которые исполняют подчиненную роль к главенствующему нижнему голосу, риторические формулы определенного аффекта, – всё это помогает ощутить вдумчивый, драматический и несколько отрешенный дух прелюдии.

Фуга имеет яркую тему не только в интонационном плане, но и в тональном: в самой теме есть модуляция в тональность s-ты (g-moll) – заканчивается она на b (VI ст., терцовый тон s-ты). В риторическом аспекте тема состоит из восходящей сексты (I–VI ст.) – восклицание, и восходящей кварты (V–I ст.) – утверждение. Казалось бы, все определенно и жизнеутверждающе, но неожиданно четвертные ноты меняются на более мелкие длительности, возникает междутактовая синкопа и, несмотря на автентический ход #VII–V–I, затем сразу же следует отклонение в s (g-mol): d¹ – c¹ – b. Ответ реальный в тональности D – ты (т. 3), небольшая кодетта для возвращения в тонику, и следует тема – вождь в теноровой партии (т. 6) и ответ в басовой (т. 8), т.е. повторяется предыдущий эпизод на октаву ниже. Что касается противосложения, то со вступлением темы в теноре возникает удержанное противосложение (т. 6, 8–9). Разработка начинается с т. 11, в основу которой лег мотив первого противосложения, далее в т. 14 звучит тема-вождь, в контрапункте выступает начальный мотив темы – скачок на сексту ↑, и заканчивается часть секвенционным нисходящим ходом, состоящим из кварт. Реприза с т. 18, тема-вождь в партии сопрано с первоначальным видом контрапункта. Характер фуги более просветленный, нежели в прелюдии, и риторические фигуры указывают на чувства надежды, перемен к лучшему, хотя «действительность довольно сурова». Прелюдия оставляет ощущение какой-то пронзительной, легкой печали. Данный цикл И. Пахельбля – яркий пример «душевного тандема» в человеке: здесь соседствуют и грусть, и печаль, и надежда на лучшее, и, увы, неотвратимость судьбы, вмешивающейся в планы такого беззащитного перед «фатумом» человека…

Прелюдия и фуга fis-moll из сборника «Ariadne musica» И. Фишера – пример полифонического цикла, в котором, на первый взгляд, превалирует показательная, техническая сторона (не случайно И.С. Бах взял сборник «Ariadne musica» за образец при написании своего «ХТК»).

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru