Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением. Требования к отбору репертуара в начальных классах

Материалы » Хоровое пение как вид музыкальной деятельности » Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением. Требования к отбору репертуара в начальных классах

Страница 3

Я.И. Мильштейн.

Исполнительство с одной стороны развивает и обогащает музыкально-теоретические знания, представления, удовлетворяет музыкальные потребности и интересы самих подростков – исполнителей, с другой – решает задачу общения со слушательской аудиторией, для которой оно должно открыть произведение, дать постигнуть его красоту. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению, творческому самовыражению, преодолению внешних обстоятельств, мешающих выразительному исполнению.

Хоровое исполнительство, воспитывающее в детях сотворчество, сопереживание, воображение, творческое мышление, развивается под воздействием трех факторов: это – репертуар, его художественность, направленность, содержательность; дирижер-хормейстер – главный наставник, формирующий духовный облик; коллектив как формирующая среда в процессе исполнительства. От того, что поют дети, зависит их уровень музыкальной культуры, их духовные интересы и потребности. Репертуар в известной степени определяет исполнительское лицо коллектива. Поэтому интересен опыт многих ведущих детских хоров страны в подборе репертуара. К репертуару в таких коллективах предъявляются требования высокой идейной нравственности, художественной ценности, соответствие возрастным возможностям и интересам.

При подборе репертуара для различных групп хора всегда учитывается принцип единства воспитания и обучения, соблюдаются основные педагогические принципы обучения: систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого к далекому.

Репертуар хора должен быть разнообразным по характеру, охватывать произведения самых разных стилей, эпох и жанров – от простой народной песни до сложных многоголосных хоров, кантат, ораторий и детских опер. Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений: героика и эпос, лирика и юмор требуют от коллектива применения разнообразных средств выразительности. Такой репертуар должен удовлетворять духовные потребности и интересы детей, затрагивать их чувства, переживания. Высокая художественность репертуара, его оптимистический характер воспитывает у ребят творческую активность, жизнерадостность.

В репертуар хора могут входить произведения, рассчитанные на высокое профессиональное мастерство, на первый взгляд превышающие уровень музыкальной подготовленности коллектива. Однако теоретические знания и практические умения, получаемые в хоре, сила коллективного труда, мастерство дирижера, высокая художественность произведения, порождающая активный интерес, помогут преодолеть трудности хоровой партитуры. Чисто профессиональные требования без скидок на «детскость» повышают ответственность хористов к процессу работы. При этом чрезвычайно важно, чтобы литературный текст музыкального произведения всегда был содержательным и оригинальным по мысли, чтобы знакомство с ним было моментом познания чего-то нового, открытием новой грани жизни в искусстве. Петь о «пташечках» и «букашечках» в сложной хоровой фактуре нецелесообразно.

Занятия в хоре не развлечение. Это очень трудоемкий процесс, результат которого проявляется не сразу. Трудолюбие, терпение, упорство и выносливость в немалой степени влияют на результат. Но зато хор прекрасно формирует характер.

Г.Д. Рождественская «Русский народный хор», «Музыкальное воспитание в школе», «Работа с детским хором» сборник статей.

Страницы: 1 2 3 

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru