Флейта в творчестве И.С. Баха

Материалы » Флейта в творчестве И.С. Баха

Страница 2

Сонаты Баха для флейты явились одной из важных ступеней в развитии как флейтового, так и духового искусства в целом. Бах не только поддержал предшествующую эволюцию флейты, но и в значительной степени определил ее дальнейший путь. Его сонаты сохранили свое значение до наших дней. Наряду с моцартовскими, баховские сочинения для флейты составляют фундамент современного исполнительства.

В сонатах Баха для флейты наиболее значительны по содержанию подвижные части, особенно первые. Им свойствен яркий, эмоциональный тонус, развитая фактура, энергичные акцентированные синкопы, быстрые триольные последовательности с залигованными синкопированными сильными долями, смена двудольных ритмов трехдольными, нередко в пределах одного такта и т. д. Чрезвычайно динамизируются такие полифонические формы как канон, которому придается энергично взволнованный сильный характер ( с яркой партией флейты).

Три сонаты для облигатного чембало и флейты( си-минор, ми-бемоль мажор, ля-мажор), три сонаты для флейты и цифрованного баса (до-мажор, ми-минор, ми-мажор) и соната для флейты соло (ля-минор) весьма разнообразны и по форме, и по характеру музыкальных образов и по приемам использования исполнительской техники. Следует отметить, что диапазон флейты очень ограниченный , не выходит за пределы двух октав.

В первых трех сонатах партия чембало полностью выписана автором. Другие записаны только с цифрованным басом, расшифровка которого делалась впоследствии различными музыкантами. Цифрованные обозначения аккордов, которые надлежит брать аккомпаниатору в этих сонатах, даны чрезвычайно экономно.

Говоря о сочинениях для солирующего инструмента с клавесином, надо помнить о различии, которое тогда проводилось между облигатным и сопровождающим чембало. В сонате с облигатным чембало оно (чембало) играло главную роль, так как вело несколько обязательных голосов, в то время как солирующему поручался лишь один. В этих случаях Бах пишет сонату для чембало и флейты.

По композиционной схеме флейтовые сонаты, на первый взгляд, мало отличаются от сочинений Баха для других инструментов. Правда, три сонаты из семи - трехчастны. Остальным, как и скрипичным сонатам, свойственны чередование медленных и быстрых частей, гомофонного и полифонического письма, контрастность тональности медленной части, то есть форма церковной сонаты в целом.

Единственной в своем роде в мировом инструментальном творчестве является соната для флейты соло ля минор. В ней воплотились лучшие черты баховского органного инструментального мышления. Несмотря на сравнительно узкий диапазон звучания флейты того времени, композитор сумел реализовать в этом сочинении выразительные возможности инструмента. Его флейта обладает светлым и благородным тоном органа, гибкой фразировкой скрипки, теплой и трепетной экспрессией человеческого голоса. Соната ля минор относится к числу труднейших, однако, будучи превосходной по музыке, пользуется огромной популярностью.

Характер музыки обуславливает типичный для флейты чуть «портаментированный» протяжный штрих; опора на основные тональные ноты требует мягких характерных «нажатий» дыхания, большие скачки не только подчеркивают динамизм музыки, но весьма эффектны в чисто инструментальном, виртуозном плане, создавая красочную «игру регистров». Медленные части обычно написаны в танцевальных формах ( аллеманда, сарабанда, сицилиана и т. д.) В них господствует светлый, лирический колорит, как бы разряжающий напряжение подвижных разделов. Тонко используется тембр флейты, ее регистры-нижний (при сильном дыхании густой, сочный, особенно на деревянных флейтах той эпохи), средний (более слабый, нежной, мягкой окраски). В кантиленах применяется преимущественно верхний тетрахорд первой октавы и почти вся вторая октава.

Наибольшие исполнительские трудности заключены в первой части-Аллеманде. Сложная, подвижная фактура дана без единой паузы, не имеет цезур для вдоха. Поэтому только флейтисты высокой квалификации могут донести до слушателя безупречную ритмичность исполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru