Заключение

Страница 1

В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их численность составляла 5,6 тыс. человек.

Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района. Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев. В праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев песенная музыкальная культура занимает одно из главных мест.

В настоящее время в нашем крае:

· проходят традиционные праздники марийцев,

· создаются коллективы народных песен марийцев в Суксунском, Октябрьском и Чернушенском районах.

· Юрий Евдокимов наш земляк из Суксунского района - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна республики Мари Эл один из таких энтузиастов.

Это дает нам право говорить о том, что

Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

Тезисы

Тема моего исследования

: «Марийская музыкально-песенная культура».

Актуальность исследования:

заключается в том, что Марийцы один из старейших этносов Пермского края. У нас в колледже постоянно изучаются народы Пермского края, поэтому нахождение и пополнении песенным репертуаром марийцев курсовых ансамблей Пермского краевого колледжа искусства и культуры сегодня очень актуально.

Проблема исследования:

Отсутствие репертуарных сборников марийских песен в Пермском крае.

Объект исследования:

Песенный материал, в котором раскрылась вся история и жизнь марийцев, обживающих новые края Пермские.

Предмет исследования:

Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О.М. в Суксунский район Пермского края, материалы, собранные из различных музыкальных источников.

Цель исследования:

Составление методического пособия для студентов специализации народное хоровое творчество.

Гипотеза исследования:

Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

Задачи исследования:

· Изучить, с исторической точки зрения, заселение марийцами территории Пермского края.

· Найти народный музыкальный материал марийцев и проанализировать его.

· Познакомиться с композиторами России по национальности- Марийцами.

· Обработать собранный материал.

Методы исследования:

смешанные (теоретические и практические).

В курсовой работе я рассматривала тему «Марийская музыкально-песенная культура» в двух направлениях:

1. Народные песни марийцев:

o Найденные в музыкальных изданиях

o Записанные в экспедиции в Суксунском районе

2. Марийские композиторы.

Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл, а так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Луговые марийцы расселены на левом берегу р.Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт.

В Пермском краевом колледже искусства и культуры на специализации народное хоровое творчество есть традиция ездить по всему Пермскому краю в экспедиции. В 2007 году группа студентов под руководством Максименко Ольги Михайловны отправились в экспедицию в Суксунский район. Оттуда они привезли много марийских песен, в своей курсовой работе я изучала и анализировала эти песни.

Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня. В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия.

Проанализировав песни марийцев Пермского края, я пришла к выводу, что они различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для пермских песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru