Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство

Материалы » О возникновении и развитии флейты в мире и России » Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство

Страница 1

Трудно переоценить роль российских музыкантов-флейтистов в создании отечественной исполнительской и педагогической школы - она значительна и давно получила всемирное признание.

Одним из основателей современной школы игры на флейте является Владимир Николаевич Цыбин (1877-1949) - выдающийся педагог, солист оркестров Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге, профессор Московской и Ленинградской консерваторий, заслуженный деятель искусств. Образованный, эрудированный музыкант, он был не только ярким исполнителем, но и одарённым композитором. Его сочинения, написанные в традициях русской классики, привлекают искренностью мелодики и ясностью гармонического языка. Это "Десять концертных этюдов, три "Концертных аллегро", "Тарантелла", цикл, посвященный знаменитым флейтистам, где каждый этюд, написанный для развития определённого вида техники, назван по фамилии артиста. "Основы техники игры на флейте" В.Н. Цыбина очень помогают начинающим флейтистам развить виртуозные навыки. Жизнь Цыбина прошла в неустанном труде и постоянном творческом поиске. Учеником Цыбина в Московской консерватории был Н.И. Платонов (1894-1967) - блестящий флейтист, композитор, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств, создатель учебных методических пособий "Школа игры на флейте" и "Техника игры на флейте". В своём творчестве Платонов всегда стремился пропагандировать произведения различных эпох и стилей: "Вариации на русскую тему", "Вариации на тему романса Глинки "Жаворонок", "Вариации на тему "Красный сарафан" и т.д. Платонов был талантливым педагогом, одним из "первопроходцев" современной методики игры на флейте.

Первым профессором Петербургской консерватории, преподающим флейту, был Цезарь Иосифович Чарди (солист, флейтист итальянской труппы). Его сменил Карл Фридрих Ватерстраат (немецкий флейтист, также солист оркестра). В Петербургской консерватории работали солисты-флейтисты Императорского симфонического оркестра и оркестра Мариинского театра оперы и балета Ф.В. Степанов, Н.Н. Верховский, Р.К. Ламбер, Б.В. Тризна и др.

В оркестре флейте выпала почётная задача: пленять слух изумительными образами. Большая флейта виртуозностью, блеском и легкостью пассажей превосходит все остальные духовые инструменты. Что же касается staccato, то здесь она вне конкуренции (напр., в балетной сюите Равеля "Дафнис и Хлоя" флейта выступает как солирующий инструмент). Однако игра на большой флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит, от этого получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре, поэтому на ней очень трудно исполнять широкие мелодии. Тембр ее беден обертонами, и это делает его матовым, холодноватым. Различные регистры этой флейты сильно отличаются по характеру звука: самый нежный - таинственный и "стеклянный", средний - светлый и поэтичный, верхний поражает яркостью и блеском, а высшему присуща некоторая пронзительность; поэтому большой флейте не свойственно выражение эмоций, сильных душевных движений. Вот как охарактеризовал её звучность Н.А. Римский-Корсаков: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре". Звук ее похож на колоратурное сопрано; часто в музыкальных произведениях человеческий голос с этим тембром и флейта перекликаются, и на этом приёме построено много вступлений оперных героинь (например, Антонида в "Иване Сусанине", Людмила в "Руслане и Людмиле").

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru