Функции духовых оркестров в современной России

Материалы » Духовые оркестры в России: история и современность » Функции духовых оркестров в современной России

Страница 1

духовой оркестр медный ударный

В первой четверти XVIII века окончательно складываются основные функции военной музыки. К ним относятся игры на марше, в походе, на учении и в бою. Важное место по-прежнему занимает сигнальная служба. Возрастает роль военных оркестров во время проведения воинских ритуалов, которые теперь постоянно сопровождаются полковой музыкой. В этот период необычайно пышными становятся триумфальные шествия, представляющие собой развитие ритуала встречи победителей и предвосхищающие военные парады. Торжественными и многолюдными становятся погребальные обряды, где видное место в церемонии занимает военный оркестр. [8]

В 70-е годы XVIII века заметно повышается роль военных оркестров в общественной жизни. Присущие русской дворянской империи помпезность, блеск и роскошь находили выражение в многочисленных и частных празднествах и увеселениях. Торжественные шествия, балы, маскарады, спектакли становятся неотъемлемой составной частью повседневного быта знатных вельмож и императорского двора. К участию в подобных празднествах, помимо придворного оркестра и певческой капеллы, постоянно привлекаются и военные музыканты.

К середине XIX в. в репертуаре оркестров появляются произведения самых различных жанров, оркестры участвуют в концертных программах, расширяется их слушательская аудитория. Без военной музыки не обходится ни одно значимое событие.

Одной из причин использования именно духовых оркестров явилось то, что духовые и ударные инструменты, составляющие основу военных оркестров, хорошо слышны на открытом воздухе.

Нельзя переоценить использование духового оркестра в церемониях. Музыка придает патетичность и торжественность, используется вместе с артиллерийским салютом, эскортом, маршем. Вначале духовой оркестр использовали только для высших военных чинов, а позже стал атрибутом любого военного ритуала.

Капитан Василий Захаренко – военный дирижер Московского музыкального кадетского корпуса: "Мы занимаемся очень важным, очень нужным и сильным делом. Сегодня наша молодежь живет не всегда хорошими целями и ориентирами, и мы пытаемся плыть против течения, стремимся оторвать от улицы, от подворотни вместе с их музыкальными предпочтениями. Решаем трудную задачу повернуть молодых лицом к искусству, и стараемся чему-то полезному научить их". [19]

Деятельность военных оркестров в 1913 г. можно разделить на две составляющие: участие военных музыкальных коллективов в концертных, культурно-зрелищных и танцевальных мероприятиях; участие оркестров в мероприятиях, предусмотренных воинскими уставами и другими нормативными актами.

К первой составляющей мы можем отнести следующие формы деятельности военных оркестров: игра в парках, садах, на катках, участие в благотворительных балах с концертными отделениями, обслуживание танцевальных вечеров, участие в литературно-музыкально-танцевальных вечерах, выступления в антрактах драматических спектаклей и кинофильмов, музыкальное сопровождение кинофильмов, обслуживание обедов и т.д.

Вторая заключается в исполнении разнообразных музыкальных произведений служебно-строевого репертуара на военных парадах, церковных церемониях, встречах и проводах официальных лиц, похоронах военнослужащих.

С появлением кинематографа у духовых оркестров появилось новое направление деятельности: музыкальное сопровождение фильмов.

Справедливости ради следует сказать, что не только военный оркестр принимал участие в иллюстрации кинофильмов в 1913 г. Так, в мае на экране "Пале-театра" демонстрировалась грандиозная картина по роману Г. Сенкевича "Камо грядеши", отличавшаяся, по воспоминаниям известного московского рецензента того времени Якоби, захватывающим реализмом. Эта картина сопровождалась оркестром духовой музыки под управлением Константина Николаевича Васильева, который впоследствии возглавил оркестр 88-го пехотного запасного полка [8].

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru