Татарская музыка

Страница 1

Татарская музыка – народное, в основном вокальное искусство, представленное одноголосными песнями устной традиции.

Тематика песен охватывала все стороны жизни народа.

Наиболее своеобразны протяжные сольные лирические и лирико-эпические песни “озын көй”. Для них характерны волнообразное развертывание мелодии(нередко из одного тематического зерна) с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмическая свобода, переменный метр, асимметричность структуры.

Большую роль играют импровизируемые певцом мелизматические распевы. В целом мелодия развивается спокойно, плавно, на широком дыхании, без акцентирования.

Приглушенные тембры, мягкость интонирования и манера пения вполголоса придают старинным напевам особую душевность и теплоту.

Примерами “озын көй” являются песни: “Чыгарсыңмы каршы алырга” (“Встретишь ли меня?”)

Это песня о девушке, которая посвящает свою песню своему любимому, спрашивая, встретит ли он ее, бросив все дела, чтоб остаться с ней навсегда . Также песни жанра “озын көй” посвящаются родной земле. Таковой, например, является песня “Сагыну”(“Тоска”).

Это песня о человеке, который разлучен с родной стороной. Он говорит, что он бы передал привет Родине, если бы ветер дул в ту сторону, и если бы не было больно сердцу , он бы даже не тосковал по родным краям . Для него самое большое счастье – жить в родной стороне. Другая разновидность татарских народных песен – шуточные и плясовые быстрые песни “Кыска көй”, для которых характерны чёткая метроритми-ческая организация, небольшой диапазон, отсутствие орнаментики, квадратная структура; к ним примыкают “Такмак”(частушки). Примером являются свадебные частушки “Әй, икегез, икегез!”(Эх, вы пара!).

В них описываются достоинства жениха и невесты, даются напутствия молодой паре, перечисляются пожелания. Существует множество вариантов стихов и мелодии в разных районах. Примером плясовых песен является песня “Әпипә”(“Апипа”).Эта песня о девушке, которую под разными предлогами уговаривают выйти сплясать для сватов. Популярны 2-х частные песни, главным образом, любовно-лирические, лирико-бытовые, сочетающие черты протяжных напевов с кыска көй. Старинные песни-сказы “Бәеты” повествуют о трагических событиях семейно-бытового плана. Духовная музыка также являлась частью музыкальной культуры. Ислам был официальной религией, и поэтому его влияние распространялось не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. Коран сам по себе не запрещает музыку, а наоборот, поощряет ее присутствие в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги, которая, как известно, читается нараспев. Напевы сур (глав корана) передавались из уст в уста в течение поколений во время духовных учений в стенах религиозных учебных заведений. Ладовая основа татарской народной музыки – ангемитонная пентатоника.В напевах соединяются разные по строению бесполутоновые 5-ступенные звукоряды. Звукоряд ангемитонной пентатоники – один их древнейших в мире. На нем основана музыка многих народов: китайская, индонезийская, татарская, башкирская, марийская, чувашская, музыка некоторых народов Северной Африки, Латинской Америки, Индии. В далекие времена пентатоника была основой музыки европейских народов – об этом свидетельствуют старинные мелодии шотландцев; часто встречается пентатоника в древних русских напевах.

В старинных напевах преобладают бестерцовые разновидности лада, в более поздних – терцовые, создающие ощущение маңжорного и минорного лада. Традиционное исполнение музыки – одноголосное, преимущественно сольное, без инструментального сопровождения.

В современной практике певцы поют в сопровождении баяна.

Самыми распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный инструмент стран Востока), мандолина.

Распространение получило коллективное унисонное пение хороводных, игровых, деревенских песен. Встречается и хоровое пение с элементами многоголосия.

Первые записи татарских народных песен относятся к концу 19 века:

· В.А. Мошков «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края»

· С.Г. Рыбаков «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта»

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru