Особенности звучания музыкальных инструментов

Материалы » Практические вопросы записи музыки. Запись музыкального фрагмента » Особенности звучания музыкальных инструментов

Клавесин

- старинный щипковый сольный и оркестровый инструмент, был одним из предшественников фортепиано. Относится, по принципу звукообразования, к группе струнно-щипковых инструментов, вместе с другими безгрифовыми щипковыми: арфой, цитрой, гуслями, кобзой, бандурой и пр. Первоначально клавесин имел четырёхугольную, в 17 в. приобрёл крыловидную треугольную форму. В настоящее время используется для исполнения старинных музыкальных произведений. Он имеет одну-две клавиатуры и различные регистры для расширения дискантов и изменения тембровой окраски звука (фаготный регистр, лютневый регистр и т. д.). Диапазон звучания клавесина до 5 октав. Извлечение звука осуществляется путем защипывания струн при помощи стерженька из птичьего пера (позже — кожанного плектра). Изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. Путем переключения регистров можно в некоторых пределах изменять тембр звука.

Акустический уровень клавесина очень низкий, приблизительно на 15…20 дБ ниже рояльного, из-за чего возникает проблема - каким уровнем записывать клавесин. Если максимальным, то при обычной громкости прослушивания он будет казаться неестественно громким, грохочущим и скрежещущим.

Большое количество обертонов клавесина лежит в области наибольшей чувствительности слуха, так что клавесин хорошо слышен и легко различим в оркестре. Из-за низкого уровня звука клавесина во время записи проявляются все посторонние шумы студии. Отстроиться от них позволяет более близкое расположение микрофона, или обрезка низких частот до 150…200 Гц, потому что ничего ниже этих частот клавесин не воспроизводит, а его басовые ноты почти не дают основного тона. Особенностью клавесинной игры является характерный звякающий звук, который возникает, когда при отпускании клавиш клавесинные перышки возвращаются на свое место. Он может особенно раздражать в конце пьесы при снятии заключительного аккорда. Смягчить этот эффект можно, сделав на месте "звяка" склейку, и убрав на ней уровень. Старинные клавесины обладают очень тонким и хрупким корпусом и характерными формантами, которые придают звучанию клавесина характерную "носовитость". Современные фабричные инструменты, сделанные "с запасом прочности", довольно безлики по тембру. При записи тембр клавесина можно сделать более аутентичным с помощью параметрического корректора, выделив форманту около 700 Гц. Вообще, клавесин с его широким спектром хорошо откликается на любую частотную коррекцию.

Виола да гамба

(итал. viola da gamba — ножная виола) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда название. Виола да гамба близкий по размеру и диапазону современной виолончели инструмент (длина корпуса 65-72 см, высота обечаек -11-14 см). Строй виолы: D, G, с, е, a, d1. Интимность звучания определяла гамбу как сольный инструмент исключительно для малых помещений, а извлечение чрезвычайно утонченных звуков было одновременно источником успеха этого инструмента и причиной его упадка. Суть звучания гамбы, ее деликатность и утонченность были настолько очевидными, что попытки ее “спасения” путем усиления звучания даже не предпринимались. Динамический диапазон инструмента составляет 35 дБ (от 35 до 70 дБ). На виоле да гамба так же, как и на всех смычковых инструментах существуют три способа извлечения звука:

- движением смычка по струне;

- щипком пальца;

- ударом трости смычка по струне.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru