Лад и Тональность

Страница 1

Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.

Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:

Слоговые обозначения

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

Сиb

Буквенные обозначения

C

D

E

F

G

A

H*

B*

Тринскрипция

[цэ]

[дэ]

[е]

[эф]

[гэ]

[а]

[ха]

[бэ]

В американской системе буквенной нотации для обозначения Си - используется В, а Сиb - Bb

Другие обозначения

мажор

минор

диез (#)

бемоль (b)

дубль-бемоль (x)

дубль-диез (bb)

Буквенные

Dur*

moll*

is**

es**

isis**

eses**

Транcкрипция

[дур]

[моль]

[ис]

[эс]

[исис]

[эсэс]

При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c **При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например: C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль). Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B

Лады

Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой. В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть постоены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.

· Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие

· Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие

Устойчивые и неустойчивые ступени

Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.

Ладовые разновидности мажора и минора

· Гармонический

· Мажор гармонический - понижается VI ступень (VIb) Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)

· Мелодический

· Мажор мелодический - понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.

Тональность - это высота лада.

Какие бывают тональности:

· одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор

· параллельные (имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор

· энгармонически равные (одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор

· родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)

Лады народной музыки и другие

1. ионийский = мажор

2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)

3. фригийский = минор + bII (низкая II)

4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)

5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)

6. эолийский = минору

7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника - уменьшенное трезвучие)

Простой способ запомнить лады народной музыки - это построить их подряд от всех нот До-мажора:

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru