Русские композиторы глазами Асафьева: особенности подхода к постижению творческого облика

Материалы » Борис Асафьев и Игорь Глебов – два облика » Русские композиторы глазами Асафьева: особенности подхода к постижению творческого облика

Страница 1

Одним из главных научных интересов и источников идей и открытий Асафьева, основной темой, центром его многообразной и разноплановой научной деятельности была русская музыкальная классика. Масштабные труды ученого, статьи, рецензии, заметки, материалы его работ, различные высказывания по той или иной проблеме и наброски поражают широтой знания отечественной музыкальной культуры и всесторонностью интересов, являющихся неотъемлемой стороной его музыковедческих работ.

Русская музыка начала ХХ века была представлена несколькими поколениями русских музыкантов, идейно-эстетические мировоззрения были глубоко различны. Вместе с композиторами – «шестидесятниками» в полную силу работали представители поколения 80-х годов – Лядов, Танеев; яркого расцвета достигло творчество Рахманинова, Скрябина, Метнера; бурно начинало свою жизнь искусство молодого поколения – Стравинского, Прокофьева, Мясковского, Глазунова. Новаторские поиски этих композиторов были поняты не всеми и не сразу. Благодаря Асафьеву, его творческому чутью многие творческие личности были по достоинству оценены и поняты.

Асафьев писал: «Динамика жизни и энергия роста – вот что зазвучало в «Весне» Стравинского и в «Скифской» Прокофьева накануне и в самом начале катастрофического развёртывания великой эпохи. Если бы от творчества обоих композиторов остались как исторические свидетели эти два памятника, то их одних достаточно было бы для оценки предреволюционного русского симфонизма, обратившегося…от эстетства и субъективистских тенденций к симфонизации стихийных и массовых явлений…» (№8, с. 193).

Многие работы Асафьева, посвящённые исследованию творчества русских композиторов, явились первыми и самыми значительными трудами, очень тонко, точно и глубоко раскрывшими самую суть композиторской индивидуальности, особенностей письма и стиля.

Велик вклад Асафьева в изучение Глинки. Автор внёс много нового в оценку наследия композитора, по-новому прочитал глинкинские «записки», создал монографию, раскрывшую сущность композитора и особенности музыкальной драматургии его произведений. Книга «Глинка» была отмечена государственной премией. Говоря о характере особенностей стиля композитора, Асафьев писал: «Мысль Глинки, можно сказать, микроскопически точна». (№1, с. 225). О «Руслане и Людмиле»: «…мир интонаций «Руслана» – сложнейшая интонационно-географическая карта.» (№1, с. 149). Диапазон охвата стилевых проявлений в музыке Глинки наиболее широк в исследованиях Асафьева: «Глинка – подлиннейший классик, и стиль его глубоко свой, но не субъективный». (там же).

Первым капитальным исследованием о Римском-Корсакове явились блестящие характеристики его опер в «Симфонических этюдах» Асафьева. Многие суждения автора об особенностях музыкального мышления и стиля композитора, о симфоничности его оперной драматургии сохраняют свою ценность и поныне. На трактовке концепционной стороны произведений отразились особенности личности самого Асафьева, которыми обусловлена методология учёного. Будучи сам композитором, Асафьев, анализируя то или иное сочинение, смотрел и видел его изнутри, изучал сам процесс создания музыкального произведения, и, тем самым, довольно метко подмечал все особенности создания, его достоинства и недостатки. Эти качества Асафьева и использование им богатых документальных данных позволило автору внести много нового в биографию композитора, характеристику его музыкальных воззрений, историю создания ряда опер. В последующем фактологический материал книги нашёл широкое применение в работах других музыковедов.

Другая фундаментальная работа Асафьева – монографический очерк «Николай Андреевич Римский-Корсаков», изданный к столетию со дня рождения композитора. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, труд заключает в себе целостную научную концепцию: идейное содержание творчества Римского-Корсакова, его художественный метод, важнейшие особенности стиля рассматриваются в свете проблемы народности как ведущего начала в искусстве того времени и мировоззрений композитора. Асафьев проницательно отметил двойственную эстетическую природу творчества Римского-Корсакова в его сказочно-мифических операх, «двоемирие», выступающее в контрасте реального и волшебно-природного. Асафьев точно подметил так называемые «стилистические призмы», отделяющие корсаковскую музыку от живой народной практики, о несколько эстетизированном подходе к ней композитора. Также Асафьев отмечал музыкально-стилистические признаки романтизма, характерного для творчества Римского-Корсакова. Стиль оркестровых партитур композитора автор связывал с понятием «симфонически-фиерического» музыкального мышления, характеризующегося особенным блеском и виртуозной игрой тембровых и гармонических красок, ярко выраженной картинностью в музыке.

В своем творчестве Асафьев впервые в русском музыкознании раскрыл творчество гениальных композиторов во всей его глубине и силе, во всем его индивидуальном своеобразии. Характеристики русских и советских композиторов в трудах музыковеда покоряют остротой анализа, меткостью наблюдений, силой обобщений, блеском изложения.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru