Полонеза A-dur Г.Венявского. I часть

Материалы » Анализ формы полонеза A-dur Г. Венявского » Полонеза A-dur Г.Венявского. I часть

Страница 1

Полонез A-dur Г.Венявского написан для скрипки и фортепиано.

Написан в сложной трёхчастной форме с трио и неполной репризой. Полонез состоит из следующих разделов: вступления, I части, II части (трио), III части (репризы) и коды. I и II части представляют собой сложную трехчастную форму, III часть - динамическая (сокращённая) реприза написана в форме периода.

По тематическому содержанию крайние части представляют собой одинаковый материал, средняя же часть ярко контрастирует с ними. Можно сказать, что сопоставляется оживление – большему спокойствию; легкость – кантиленности, напевности; виртуозность, яркость, стремительность – более простой, нежной мелодии. Такой контраст можно назвать “внешним”, но для сложной трёхчастной формы это очень типично, так как лежит в её основе, является главным признаком её образования. Это выражается и в характере мелодической линии: так в крайних частях размах мелодии, в смысле диапазона, велик, в трио мелодия развивается более однопланово: больше придерживается одного регистра; в темпе: Allegro moderato в I и III части, meno mosso – в третьей; в характере исполнения: I и III части – brillante, dolce e tranquillo – во II части; в фактуре: танцевальность, полонезность ритмики, акцентность сопоставляется с прозрачностью, плавностью, умеренностью. Характерное для танца: мелодическое оживление крайних частей и сдержанность трио.

Главная тональность А-dur, в ней написаны I и III части.

Тональность А-dur связана и с эпохой романтизма – 3 диеза – среднее количество знаков, и с народными корнями. Тональность А-dur часто используется в народной музыке, так как удобна для исполнения как на скрипке, так и на аккомпанирующих инструментах (например, дуде). Тональность яркая, открытая, “блестящая”; диезность вносит светлый колорит, эффект приподнятости, грациозности.

Средняя часть (трио) – написано в тональности F-dur. Тональность бемольная, что придает оттенок мягкости, нежности, прозрачности. Относится к субдоминантовой группе (пониженная VI ступень ). Выбор тональности средней части трио характерен для 3-х частных форм.

Полонез начинается с фортепианного вступления. Тематически оно связано со средним разделом из I части всего произведения (в той же доминантовой тональности E-dur) и материалом связующего построения (предыкта). Но несмотря на такое родство, вступление не представляет собой полного проведения данных тем.

Состоит из 18 тактов (2 построений). По форме напоминает простую двухчастную репризную форму. Условно состоит из двух частей, где первая часть ( 8 тактов ) на одном материале, и вторая часть: 9-12 такты - на новом материале, а в 13 такте появляется начальная тема – намёк на репризность. Но в целом вторая часть вступления представляет собой кадансирование и подготовку основной формы и основной тональности.

Вступление играет роль небольшого предварения основной музыки.

Основной материал – три части формы: I часть, II часть - середина или трио, III часть – реприза.

I часть состоит из 95 тактов, II часть – 106 тактов, III часть – 36 тактов.

I часть написана в сложной 3-х частной форме с трио и сокращённой репризой (структурные единицы I части будут называться разделами), где первый и второй разделы – в простых двухчастных формах, третий (реприза) в форме периода.

С тематической стороны можно сказать, что контраст сопоставления первого раздела и репризы со средним разделом отчётлив, но менее значителен, чем тот, который вносится трио всей формы. Здесь есть сопоставление и в характере исполнения: brillante – energico largamente; в темпе Allegro moderato – Piu moderato e grandioso; способе изложения основной темы у скрипки solo: в первом и третьем разделе – одноголосная фактура, во втором разделе – двухголосная; и тональное сопоставление:

A-dur – E-dur.

Основная тональность I части А-dur. В первом разделе происходит модуляция из А-dur в Е-dur. Второй раздел – трио начинается в Е-dur, хотя тональность V ступени – редкость для этой части формы. Данное трио гармонически разомкнуто. Через ряд тональных отклонений: в Н-dur, Е-dur, Fis-dur, Н-dur происходит модуляция к Н-dur в связке и к главной тональности А-dur в репризе.

Таким образом, в третьем разделе - репризе восстанавливается главная тональность.

Как уже отмечалось выше, первый раздел I части произведения представляет собой простую двухчастную репризную форму, так как в конце второй части проводится материал из первой части.

С тематической стороны первая часть внутри себя однородна, новая тема в её середине не вводится. Это развивающая двухчастная форма. Посредством повторения в конце второй части материала из первой части достигается связь двух периодов двухчастной формы, так как их единство – обязательное условие.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru